Спрашиваете, стоит ли оказывать помощь другому? Нет, если он заявляет, что требовать помощи – его право, что помогать ему – ваш моральный долг перед ним. Да, если таково ваше желание, основанное на вашем эгоистическом удовольствии, вызванном ценностью этого человека и его усилиями.
Что может быть интереснее человеческих взаимоотношений? Столько загадок, тайн, действий, интриг, предательства, любви, влечения и разговоров, и размытых понятий переплетаются в субстанции, не имеющие четких границ и определений.
Взять, например, знакомое нам всем слово «любовь». Что оно значит, что может описать? Каждый вкладывает в него какой-то свой символ и смысл. Как одним словом можно назвать любовь к родине, матери, детям, фильмам, сосискам на гриле, осеннему парку, девушке, делу своей жизни?
Человеческие отношения очень сложная и трудно поддающаяся общему анализу вещь. Однако, не секрет, что есть общие законы устройства нашего общества. В любом коллективе присутствуют люди, которые больше отдают общему делу, а есть другие - те, кто больше пользуется результатами совместного труда.
Не существует дрянной работы, существуют только дрянные люди, которые не хотят за нее браться.
Кто-то превозносит альтруизм и милосердие, говоря, что именно эти качества и составляют сущность понятия человека. Айн Рэнд в своем романе «Атлант расправил плечи» утверждает, что антонимом к слову «милосердие» является «справедливость». И это очень интересное, очень противоречивое утверждение. Наверное, каждый человек сталкивается с подобной дилеммой хотя бы раз в неделю.
Милосердие или справедливость? У Вас попросили денег на улице. Подчиненный не справился вовремя с порученным заданием. Он очень нуждается в этой работе, но… Вы тоже нуждаетесь в результатах. Милосердие или справедливость? Ребенок не убрал игрушки или не выучил уроки и просит отвезти его в парк. Милосердие или справедливость? Конечно, есть гораздо более серьезные ситуации, не хочется рассматривать их в рамках статьи.
Даже религиозные учения имеют некий дуализм в этом смысле. Тут я не претендую на звание эксперта, но мне не совсем понятно, как сочетаются «всепрощение» и «воздастся каждому по делам его». Впрочем, пусть об этом рассуждают теологи. Я ставлю себе задачу просто рассказать про книгу.
Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум) родилась в 1905, в Петербурге. После революции и конфискации собственности родителей какое-то время жила в Крыму. Окончив Петербуржский университет, в 1925 году по студенческой визе уехала в Чикаго, США. И больше на родину не вернулась.
Роман «Атлант расправил плечи» описывает человеческое общество, как его видит автор. Действие происходит в США. Рэнд выделяет из общества людей, которые имеют цель в жизни и способны ее достигать любыми средствами. Ученых, изобретателей, бизнесменов. Противопоставляет этим личностям «серую массу» людей, желающих обогащаться и жить за счет успехов и достижений первых.
Вы хотите незаслуженной любви, словно любовь, результат, может дать вам личную ценность, причину. Вы хотите незаслуженного восхищения, словно оно, результат, может дать вам добродетель, причину, хотите незаработанного богатства, словно богатство, результат, может дать вам способность, причину. Вы просите милосердия, не справедливости, словно незаслуженное милосердие может устранить причину вашей просьбы
Главная героиня - Дагни Таггерт, совладелица железнодорожной компании – умная и целеустремленная девушка. Она любит компанию своего отца, знает, как она работает, чем живут ее сотрудники, что нужно для ее процветания.
Дагни противостоит глава компании – родной брат – вместе со своими многочисленными друзьями акционерами, которые хотят оставить все как есть, боятся принимать смелые решения, не желают перемен. А мир вокруг стремительно изменяется.
Удастся ли Дагни спасти горячо любимую железнодорожную фирму отца? Или произойдет что-то, что изменит ее устремления?
Роман, на мой взгляд, полон противоречий, но зато есть над чем подумать во время чтения. Позиция Айн Рэнд по многим общественным и политическим вопросам тоже была довольно противоречивой. Например, она была против войны во Вьетнаме и воинской обязанности, но осуждала людей, уклоняющихся от военной службы; называла помощь от государства «аморальной», однако пользовалась социальными выплатами.
Разумеется, у меня нет цели описать содержание романа или дать ему какую-то нравственную оценку – скорее порекомендовать прочитать книгу. Знакомство с Дагни, пусть и воображаемое, поможет лучше понимать окружающий мир.
Роман оставил приятное послевкусие, как бывает после общения с интересным собеседником за чашкой кофе. Не смотря на внушительный объем, читается очень легко.
Приятного чтения.
P.S. А как Вы думаете, все-таки милосердие и справедливость антонимы?