Найти тему

Как Вы боритесь с паническими атаками? А я с ними не борюсь.

5,4K прочитали
Всем доброго времени суток! Я пишу историю о своём неврозе, предыдущие части есть на канале.

Всем доброго времени суток! Я пишу историю о своём неврозе, предыдущие части есть на канале.

Хотелось бы уделить немножко отдельного внимания такому, наверное уже очень банальному в наше время, явлению как панические атаки. Если честно, меня поражает сколько людей этим страдают, такое впечатление что у кого не спроси - почти у каждого второго, хоть раз да было, иногда просто в виде симптомов сильной дурноты и люди даже не понимали что с ними произошло, и, как правило, многие забывали потом. Кто-то провел обследования, которые назначил врач и убедившись, что опасности нет - точно так же успокоился и принял за данность. Ну кроме, людей-ипохондриков конечно. Эти же будут узнавать причины этого явления долго, пока не доведут себя до того, что панические атаки станут образом жизни.

Да, не только невротики страдают паническими атаками. У меня хватает и других примеров. Когда у человека нервная система просто не выдерживает большого напряжения или организм устал - выдается такой вот вегетативный криз. Просто, обычные люди не разгоняют особо эту тему дальше. У меня есть две подруги, которые страдают периодически паническими атаками, но при этом у них нету тревожного расстройства, ипохондрии и тому подобного, они сразу поняли что это и живут дальше, «не загоняясь» по этому поводу, периодически испытывая панические атаки и ужас в моменте, и дальше продолжая спокойно жить, не ожидая их, не боясь повторения. А что так можно было, да?! Да можно, когда ты не ипохондрик и не невротик. И можно научиться этому, даже когда ты и то и другое.

Лично меня панические атаки редко но, посещали еще в подростковом возрасте. То, что моя нервная система работала немного интереснее, чем у большинства было заметно сразу. Тогда они имели вид небольших вегетативных кризов. У меня скакало давление, пульс, становилось трудно дышать. Пару раз я падала в кратковременные обмороки. Мама поводила меня по врачам, которые в итоге ничего не нашли и поставили мне тогда нашу "любимую" вегето-сосудистую дистонию. Честно говоря, на тот беззаботный момент времени, мне была больше интереснее моя жизнь, чем лечение чего-либо и какие-то диагнозы. И Слава Богу! У меня в школе был приятель, тоже подросток которому поставили ВСД и страдающий ПА (тогда мы это называли не так, а просто "ну, мол, стало сильно плохо" или "приступ ВСД") и головными болями, он пытался меня всё время помню убедить, что надо себя беречь, что это нельзя и то нельзя нам - иначе будет "бо-бо". Мне это казалось глупым, и сейчас кажется тоже. Беречь себя конечно надо, но не посвящать этому всю жизнь. Я рада, что подростковый возраст я провела без этих заморочек.

Мою вегетативную нервную систему и дальше, хоть и не часто периодически "выносило", частенько тарабанило сердце, становилось плохо, сжималось дыхание, мутная голова и т.д. Но меня тогда это не пугало вообще, если честно, раньше я была довольно крепкий орех. Ведь по своим симптомам я могла бы свалиться в ипохондрию и невроз на много лет раньше. Наверное, до определенного момента, многие невротики считают себя "бессмертными". Они просто заняты другим. Но стрессы копятся и копятся, чувствительная вегетативная нервная система начинает всё больше сбоить и выдавать то одно, то другое. Или сразу шарахает развернутая паническая атака. И тут фокус внимания человека обращается на его самочувствие наконец и он озадачивается, решает что нужно пройти обследования, хочет найти причину. Если у него на тот момент уже высокий уровень тревожности всё становится ещё сложнее. Ну, собственно, так и начинаются многие ипохондрические неврозы.

Был момент, еще за 2 года до начала невроза, после очень стрессового лета, когда осенью меня бахнула паническая атака с гипертоническим кризом, давление было 225 на 115, я попросила мужа отвезти меня в скорую. При этом я бегала по квартире, собирала себя, сына, причем еще успевала подумать про то, что у ребенка не так застегнута шапка и перестегнуть её. Я была удивлена даже, что гипертонический криз, о котором я слышала столько страшного, проходит у меня на ногах, хотя я и ощущала себя ужасно. Но при этом не голову мне давило, как это обычно описывают, а грудь очень и очень сильно. Я кстати тогда бахнула таблеток от давления, которые моя мама у нас забыла, и пока мы ехали до скорой они сработали, давление упало до 137. Врач, когда услышал цифры 225 на 115, пришел в ужас, начал меня пугать, что надо лечь в больницу, надо обследоваться и так далее. Но у меня муж на следующий день уезжал на работу, сына было не с кем оставить, и я сказала что не могу, что всё-таки это не вопрос жизни и смерти. На что врач ответила, что именно такой это вопрос, что я могла умереть и так далее. Я говорю: Да я ходила своими ногами какая смерть? А она мне отвечает: Да вот так и бывают ходят-ходят люди, а потом бах падают и умирают!

Как же хорошо, что тогда я не была склонна к ипохондрии, и не поддалась этой врачебной ятрогении. Тем более, что она ошиблась, да и нельзя такое людям говорить в лицо, вдруг человек впечатлительный, но я прекрасно понимаю, что она перестраховалась, пыталась меня "спасти". Думаю она была права в этом порыве, но не права в запугивании, хотя возможно со многими людьми по другому никак. Я ей сказала, что мне уже гораздо легче, да и давление уже в норме почти, пообещала, что пройду все обследования и приду к ней. Чего я и сделала, прошла все УЗИ, анализы, щитовидка и т.д. - здорова! Только на таблетки от давления меня все равно посадили, в качестве перестраховки, и я потом год почти пила этот "Арифон Ретард" по назначению врача, пока нормальный кардиолог мне их не отменил и объяснил, что у меня нет гипертонии. А мне тогда было и как то практически все равно, верите? Ну есть – буду дальше лечить. Ну нет, и хорошо. Без разницы. Это вам будущий ипохондрик заявляет, но тогда я относилась к болезням, как обычный человек, не искала их в Интернете, не читала про симптомы и без врачей сама себе обследования не сочиняла.

А вот когда я уже попала в невротическое расстройство, о котором я уже столько писала, панические атаки заиграли новыми красками. Ко всем вегетативным симптомам, добавились уже и психические, а именно: это был просто жуткий приступ страха, даже руки у меня тряслись так, что сложно было что-то удержать в них. Когда уже присутствует ещё и такой психический компонент, управляться с ними становится сложнее, страх становится сложно контролировать. Поймите правильно, страх и раньше возникал во время них, но тут он вышел на другой уровень. И начинались панические атаки у меня в неврозе именно с изменения состояния сознания (ощущение дереализации и деперсонализации, туман в голове) а уже потом, через секунд десять, подключались вегетативные симптомы:

1 )Учащенное сердцебиение 130-160, скачки давления

2) Сжатие в груди и невозможность нормально вздохнуть

3) Головокружение, свинцовость в теле, ощущение приближающегося обморока

4) Дрожь в руках и ногах, ватные конечности

5) Ощущение ползания мурашек или онемения

6) Чувство жара, озноб, холодный пот, жжение кожи

7) Головокружение, дурноту, тошноту, бледность

Особенно много их было, почему то, уже ближе к концу моего невроза. Решили, наверное, как следует меня «забомбардировать», напоследок. Ловили они меня везде: чем бы я не занималась, на работе, за рулем и где угодно. И мне повезло, что я уже знала, что это такое, несмотря на значительную "модернизацию" панических атак, благодаря тревожно-депрессивному расстройству. Расписывать про панические атаки особо не буду, кто ими страдает и так всё знают. А вряд ли это читает тот, кто с ними не знаком. И вот, какие 5 копеек я хочу тут вставить от себя...

Безусловно, панические атаки – явление, мягко скажем, сногсшибательное, во всех смыслах этого слова. Реально, в моменте это пугает. Реально, развернутая паническая атака может помешать нормальной жизнедеятельности. Реально ощущаешь, что надо было заранее написать завещание. Да, это всё правда. Но, вот вешать на себя ярлык тяжело больного человека из-за этого определенно не надо. У меня есть знакомая невротик, которая при КАЖДОЙ панической атаке вызывает скорую. При это она знает, что у нее невроз и что это ПА, но страх что от этого можно умереть у нее почему-то есть. Очень терпеливая скорая (сама поражаюсь!) приезжает, мерит ей там всё что надо, снимают ЭКГ, по ее настоянию, иногда делают успокоительный укол. Веселая жизнь да? Это длится уже три года. Вот пример, когда до человека ну никак «не доходит», в силу его невротических убеждений. Кстати её панические атаки, по моей скромной субъективной оценке, не такие уж серьёзные, но ей хватает и пульса 95 чтобы «начать умирать от инфаркта».

На самом деле, ну лично для меня, отдельно панические атаки переносились проще, чем тревожная депрессия. Ведь ПА началась и кончилась, а генерализированная тревога держит тебя весь день. Мой друг Ярослав всегда говорил, что панической атаке нужно просто отдаться, чтобы она сделала своё дело и отвалила, не сопротивляться ей. И вот когда оно проходит - можно расслабляться. Я вот тут немного не согласна, ведь когда ПА за рулем например, это немного не вовремя. Или когда к тебе пришли клиенты на работе - а у тебя НАЧАЛОСЬ. Тогда я говорю своей панической атаке: «давай попозже, а?». И обычно она меня слушает, если я скажу ей это вовремя. Но она не будет Вас слушать, если у Вас сохранен сильный страх панической атаки, как явления. Сказать «давай потом» и сопротивляться всеми силами это разные вещи, с ней не нужно бороться. Я ощущаю начало, этот накат, сразу понимаю, что это, ощущаю тот самый прилив ужаса. И так, как у меня есть искренне сформированное убеждение что это БЕЗОПАСНО, (хоть и полный трэш по ощущениям), я быстро могу загасить страх, не дав панической атаке напитаться лишним адреналином. а тот, что уже начал выделяться при начале ПА, насколько я знаю, распадается за 5 минут. При этом, я стараюсь спокойно ровно и долго выдыхать и продолжать заниматься тем, что и до этого, как будто ПА нету. А вот борьба в стиле «ААА! Только не это!», страх опасности панической атаки – только подпитывает её адреналином и мы имеем развернутый приступ в итоге. Который не опасен, но может помешать заниматься тем, чем занимались до этого.

В общем то, таким путем "принятия ПА как свою интересную особенность" - я в принципе снизила количество развернутых панических атак до минимума. Их давно у меня не было в полной версии (год наверное уже), но сами накаты случаются временами, хоть и редко. Но я и не ставила перед собой цели убрать панические атаки. И Вам не советую. Тут как с неврозом всё: смиритесь что они есть и просто поймите, что это безопасно. Тем самым Вы снизите нагрузку на вашу нервную систему и самих ПА станет меньше. Если Вы невротик с каким то стажем - то уже наверняка проверили сердце, легкие или какая там у Вас основная фобия? Если там всё ок – то можно расслабиться. Если не проверили – проверьте и тоже расслабьтесь. Всё, снимаем с себя клеймо «тяжелобольного» и прекращаем себя жалеть. Панические атаки реально у многих, от них конкретно ещё никто не умер, и да(!) никому не хочется это ощущать даже.

Пора смириться с тем, что Вы обладатель столько «модного» расстройства. Да-да. Когда то, в 19 веке, было модно падать в обморок кстати – это состояние называли тогда «бледная немощь». Прикольно звучит и напоминает моё постоянное состояние, когда я была в неврозе. Потом ещё было много чего в моде. А в наше время модно быть «панически атакованным». Да и никакого экстрима и аттракционов не надо, пусть этим занимаются люди с недостатком адреналина, а вот наш организм и так способен нас развлечь на миллион баксов, фейерверк ощущений и бесплатно, где бы Вы не были.

Всем добра и осознанности!

Тех из вас, кто имеет желание получить поддержку в своей нелегкой борьбе с неврозом - приглашаю на личную онлайн-консультацию!

Электронная почта: i@amurait.ru

Telegram: @AmuraiT