Найти тему
Зуунгар Ирвэс

Хунну - предки Буряад-Монгол

Недавно я стал больше углубляться в тему происхождения протомонгольских племен. Благодаря обширным раскопкам на севере Китая и работам палеогенетиков начинается прояснятся история не только Ху (Сюнну), Донху, Лин-Ху и Лоуфань, но и их предков как культура Чжукагойу. Это была полуоседлая культура и создателями "звериного стиля". Предки культуры Чжукайгоу были основателями города Шимао датированный 4 тыс. лет до н.э.

Но сегодня мы углубимся в работы западных лингвистов и историков как Пуллиблэнк, и выдающегося археолога Миняева С.С. и естественно работы Сыма Цяня современника Сюнну.

И все это благодаря недавней работе "The Qai, the Khongai, and the Names of the Xiōngnú", где собрали все имеющиеся данные и пришли к выводу, что как минимум Южные Сюнну оказались потомками Кай (Хи, Татабы, Кумоси).

Кумоси (Кай, Хи, Татабы)
Кумоси (Кай, Хи, Татабы)

До появления термина Xiongnú северных кочевников обычно называли Hú. в известные дебаты, цитируемые в «Стратегии воюющих царств» (Zhanguo ce 戰國策), термин Hú 胡 использовался для тех людей, которые носили брюки и другую одежду, подходящую для верховой езды. Стрельба из лука (Zhanguo ce, 19.204-211, 29.326; Crump 1996, стр. 288-98, 466). В версии Сыма Цянь кроме этих дебатов при короле Чжао Улине (307 г. до н.э.), термин Ху используется для трех конкретных народов. Одним из них является «Лесной Ху» (Lín Hú林胡), который, судя по их имени, должен был населять лесной район. Это могли быть либо густые леса гор Инь Шань 陰 山 (монгольские горы Далан Хара или Харагана) к северу от Хух-Хото или не густой сосновый и кипарисовый лес вдоль западных границ Ордоса, остатки этого леса все еще можно увидеть в нескольких местах. Бесплодные сегодня, оба района были покрыты лесом до середины восемнадцатого века (Ай Чонг 2012, стр. 270-72, 286, 288-290, рис. 17-2).
Второй был лоуфань 樓 煩 которые населяли территорию равнины Тюмед вокруг Хух-Хото и северо-западную часть Шаньси (Pulleyblank 1994: 518-19). Наконец, он также использовался для «Восточного Ху».
В районе, где встречаются современные Ляонин, Хэбэй и Внутренняя Монголия. Эти трое, Лесные Ху, Лоуфан и Восточные Ху вместе образовали «Три Ху» (Shiji 1982:43.1809)

Вот что писал наш предок Дарга Хулугу. Для буряад-монгол объяснять термин Дарга не имеет смысла. А, вот тюркоязычным стоит знать, что Дарга в современных монгольских языках обозначает "начальник, главный".

В то же время термин Ху 胡 также засвидетельствован как самоназвание хунну с одинаковыми иероглифами. Дарка Хулугу 狐鹿姑 писал Хань Уди: «На юге находятся Великий Хань, на севере Могущественный Ху; Ху — гордые дети Неба» 南有大漢,北有強胡。胡者,天之驕子也 (Бан Гу 1962: 94B/3780). Он также писал: «Когда Ху нападали, они приносили в жертву солдата, постоянно говоря, что хотят получить [устрашающего ханьского генерала] Эрши как человеческое жертвоприношение».胡攻時祠兵,常言得貳師以社 (Запрет Gu 1962: 94A/3781) Использование Hú для Xiōngnú также можно увидеть в китайском повествовании. Заявления, хотя они, скорее всего, не сохранят употребление хунну, как примеры, которые у меня есть. цитировалось выше (см. цитаты в Lin 2007: 142-43).

Мы тут видим, что Ху редко использовали термин Сюнну. Сам термин ввёл Шаньюй Модун, который находился в плену у Юэджи. Сам термин используется как политэтноним, которым сами Ху уже не пользовались.

Юэджи враги Хунну
Юэджи враги Хунну

То, что «сюнну» 匈奴 было в некотором смысле самоназванием сюнну, появляется из письма, отправленные двором Дарги (то есть императора хунну)[14] императору Китая. Такие письма были написаны на китайском языке, но сохранили большую часть оригинала хунну. Формулировку (достаточную, чтобы считать ее крайне неуважительной по отношению к китайскому двору). Таким образом, в официальной связи между ним и ханьским императором, называвшим себя хунну Дарга, и был назван ханьским правителем в ответ Xiōngnú dà chányú 匈奴大單于 (Shiji, 110.
2896, 2897, 2899, 2902, 2903; Hanshu, 94A.3756, 3758, 3760, 3762, 3764)

Основатель империи Хунну Модун 冒 頓 в письме с описанием своих завоеваний Хань Венди пишет о завоеванных люди, что «все они уже стали Xiōngnú» 皆已爲匈奴 (Ban Gu 1962: 94A/3757). Окончательно
мать недавно умершего Дарки Хуханье 呼韓邪, описывая расстройство
Царство хунну писало: «Более десяти лет хунну страдали от беспорядков, связанных как волосы на голове».匈奴亂十餘年,不絕如髮 (Бан Гу 1962: 94B/3807).

Как мы видим Ху ничем не отличались от других Ху, как Лин-Ху, Дун-Ху и Лоуфань до возвышения Дарга Модуна. Сами Ху были беженцами из Хэбэй, современного Пекина, Внутренней Монголии, Ляонина в следствии экспансии империи Хань.

-3

В соответствии с моделью кочевых империй, которую я уже отмечал, в случае Xiōngnú и Hú один из них должен быть имперским династонимом, а другой должен быть ранее существовавшим этнонимом, который имел широкое употребление и в конечном итоге приобрел несколько плебейский характер.
На самом деле, я утверждаю, что Xiōngnú — это династоним, а Hú — более широкое этническое название.
Термин Xiongnú никогда не засвидетельствован в китайских документах, написанных до правления Модун 冒 頓, первый великий Дарга хунну . Эдвин Пуллибланк обнаружил четыре случая, когда
термин Xiōngnú, по-видимому, используется в литературе династии Хань для обозначения событий в периода Воюющих царств, но он утверждает, что большинство из них являются анахронизмом и что оригинал более поздние редакторы заменили Ху на Сюнну (Pulleyblank 1994: 520-21).

Хотя я согласен с Пуллибланком в том, что хунну определенно включали в себя южную Ху и Луфан в свое правление и, предположительно, получили обширное культурное влияние от из них, я не думаю, что из этого следует, что хунну как династия и правящая семья были исключительно или даже в первую очередь Ху по происхождению. Теория Пуллибланка «Вне Ордоса» подверглась критике в несколько путей. Археологически Сергей Миняев (1991)[19] указал, что большая часть того, что мы знаем, что культура хунну — это имперское творение, появившееся после возникновения империи, но что наиболее близкие аналогии «обычным» могилам находятся в юго-восточной Маньчжурии, а не в Ордосе или на северной границе Китая. Более фундаментально Николо ди Космо 2011 имеет утверждал, что, если мы ищем «корни» политической культуры и институтов хунну империи, … поэтому мы должны заключить, что события, происходящие на китайско-кочевой границе… не может быть единственным катализатором возникновения империи хунну. Наши темы для обсуждения, скорее, к существованию культурного континуума между кочевым миром к северу от Китай и «скифские» культуры Сибири и Средней Азии, что, по всей вероятности, объясняют не только существенное сходство их материальных культур, но и возможные сходства в формах политической организации, пути и корни которых до сих пор остаются неясными (Di Cosmo 2011, стр. 48).

Как мы видим археология, история говорит о том, что Ху изначально были соседями Дунху, которые занимали обширные кочевья Внутренней Монголии, Манджурии, Хэбэя, Ляонина. Лин-Ху занимали районы Инь Шань, западный Ордос. Лоуфань кочевали в степях Тумэт и Шаньси. Могилы Ху имели самые близкие аналоги в Юго-Восточной части Маньджурии и до шаньюй Модуна не выделялись от других Ху.

А, как мы знаем Ху это протомонгольские племена. Это лишь означает, что Ху бежав на север стали смешиваться и захватывать территории других кочевых групп. Учитывая влияние южносамодийских и енисейских языков на бурятский и монгольский языки. То скорее всего в то время наиболее сильной и многочисленной группой были именно южносамодийские и енисейские группы. Большинство лингвистов считают что тюркские и монгольские языки столкнулись лишь в 1 или во 2 веке н.э. Это было время когда 100 тыс. семей Ху (Сюнну) стали называть себя Сяньбэй и постепенно Сяньби усилились. Произошло смешение восточных Ху (Сяньбэй) и западных Ху (Сюнну). В дальнейшем эта смешанная группа создают союзнические и вассальные отношения с динлинами (в составе этих групп видимо большая часть были тюркоязычной). В целом можно лишь сказать, что потомками Ху являются современные монголоязычные популяции.

В целом в работе доказано, что одними из потомков является южномонголоязычная группа Кай (кумоси, хи, татабы). Они создадут Кимакский каганат вместе с кипчаками. Их генетические потомки судя по всему киргизские кыпчаки и носители монгольской гаплогруппы C2-F1756 и ордоские монголы. С2-F1756 одна из главнейших линий Ху (Сюнну) и части Сяньбэй.

Рекомендую для потомков Ху прочитать международный журнал евразийских исследований "The Qai, the Khongai, and the Names of the Xiōngnú".