Приветствую. Поговорим сегодня о нескольких уникальных авиационных проектов, разработка которых велась в Советском Союзе во второй половине пятидесятых годов. Создаваемые самолеты должны были решать сразу несколько боевых задач и соответствовать нескольким спецификациям. Во-первых, это проведение стратегической разведки в глубоком тылу противника, а во-вторых, это нанесение бомбовых ударов по заранее определенным целям. Традиционно, несмотря на неплохой задел второй половины тридцатых годов, мы несколько отставали в качественной развитии своей разведывательной авиации. Сложившаяся специфика подразумевала применение в качестве разведчиков модификаций только серийных машин других классов. Действительно узкоспециализированных разведчиков, которые изначально проектировались под эту специализацию- мы не имели. К тому времени, на вооружении наших Военно-воздушных сил состояли такие фронтовые разведчики как Ил-28Р и МиГ-15Рбис (Ссылка на статью), а также дальний разведчик Ту-16Р. Однако, вопрос решения задачи по созданию сверхзвукового стратегического разведчика, который был бы способен осуществлять разведку на больших расстояниях, оставался открытым. Эта тема и была поручена вновь образованному конструкторскому коллективу, который и возглавил П. В. Цыбин. Соответствующее постановление об организации ОКБ-256 на одноимённом заводе в городе Подберезье вышло в мае 1955 года.
Ранее под руководством этого конструктора были созданы специальные летающие лаборатории типа Ц-1 (Ссылка на статью), а также несколько серийных планеров. Стоящие же сейчас задачи были гораздо более амбиционными. В его подчинение включили многих талантливых авиационных конструкторов и инженеров. А один из отделов даже возглавил знаменитый конструктор В. Б. Шавров. Разработка новых проектов велась сразу по нескольким направлениям. Это непосредственно самолеты, а также тяжелые управляемые реактивные снаряды (крылатые ракеты). Изначально эти направления объединял общий подход к проектированию и общий принцип запуска с применением самолета-носителя. Что касается крылатых ракет, то к примеру, можно отметить проект С-30. Изыскания по нему велись в ОКБ-256 с 1958 года. Впоследствии эта тема была передана другому конструкторскому коллективу. Однако, до логического завершения она не была доведена. Стоит отметить, что это был не единственный проект подобного назначения, который остался в числе нереализованных. К примеру, в ОКБ А. Н. Туполева прорабатывался подвесной беспилотный самолет-снаряд "113". Работы по нему не продвинулись дальше фазы эскизного проектирования. В рамках текущей публикации мы же более подробно остановимся только на разрабатываемых самолетах. Изначально, основной упор сделали на создании ударных машин. Необходимо было получить стратегический бомбардировщик, который бы обладал высокими летными характеристиками (сверхзвуковая скорость, большой практический потолок и дальность полета). Предназначался он для нанесения гарантированного ядерного удара по территории противника. При этом его старт должен был осуществляться с помощью самолета-носителя. В качестве последнего предполагалось использовать модифицированный Ту-95.
Проект перспективного стратегического бомбардировщика получил индекс РС. Конструктивно он должен был представлять цельнометаллический моноплан с вытянутым сигарообразным фюзеляжем и трапециевидным крылом. Два двигателя должны были размещаться на законцовках крыла. Однако, ввиду того, что серьезных успехов достигли разработчики межконтинентальных баллистических ракет, программа подвесного стратегического бомбардировщика РС была свернута. Да и царившая тогда тенденция к общей ракетизации вооруженных сил, дала свои результаты. Многие перспективные авиационные проекты тогда закрыли. Дальнейшие работы по изделию РС продолжили уже по спецификации стратегического разведчика. Что было сделано в итоге? Первый вариант этого разведчика прорабатывался под индексом 2РС и также предполагал безаэродромный старт с самолета-носителя. В дальнейшем от этой идеи отказались и работы продолжились над самолетом классической концепции. Проект сначала носил индекс 3РС, а спустя некоторое время РСР (реактивный сверхзвуковой разведчик). Согласно заданным тактико-техническим характеристикам он должен был обладать максимальной скоростью в 2800 км/ч, практическими потолком 26700 метров и дальностью полета не менее 3800 км.
Конструктивно это одноместный среднеплан со стреловидным крылом трапециевидной формы. Согласно компоновочной схемы фюзеляж был разделен на несколько функциональных отсеков. В них размещалось несколько топливных баков (как в носовой, так и хвостовой части), кабина летчика со всех необходимым аэронавигационным, контрольным и специальным оборудованием (к примеру станция предупреждения о радиолокационном облучении), фотооборудование (под него выделялся отдельный герметический отсек) и различные элементы основных функциональных систем. В качестве силовой установки изначально рассматривались два ТРДДФ Д-21 (разработка ОКБ П. А. Соловьева), а впоследствии два ТРДФ Р-11Ф (разработка ОКБ С. К. Туманского). Также как и на бомбардировщике, двигатели размещались в мотогондолах, вынесенных за пределы фюзеляжа. Угол стреловидности крыла по передней кромке составлял 58 градусов. Шасси было выполнено по велосипедной схеме. Фотооборудование должно было быть представлено различными аэрофотоаппаратами, к примеру одной из модификаций АФА-33 или предназначенным для съемки с больших высот АФА-40. Предусматривалось применение подвесных топливных баков. В конструкции самолета предполагалось широкое применение новых материалов (в основном жаропрочных сплавов) и различных технологических решений. Эскизный проект перспективного разведчика утвердили летом 1957 года. В рамках реализации этой программы был построен пилотируемый самолет-аналог НМ-1, который применялся для проверки предложенной концепции, общей аэродинамической схемы, некоторых технических решений и перспективных бортовых систем.
Конструктивно самолет-аналог НМ-1 также представлял собой цельнометаллический двухмоторный моноплан со среднерасположенным крылом трапециевидной формы и классическим однокилевым оперением. Основные отличия заключались в общей компоновке, типе силовой установки (использовались турбореактивные двигатели АМ-5) и схемы шасси (применялся комбинированный вариант, как на летающих лабораториях Ц-1). Свой первый полет аналог совершил 7 апреля 1959 года. Пилотировал машину знаменитый летчик-испытатель Амет-Хан Султан. После чего провели серию испытаний, за время которых было выполнили более 30 полетов. При этом машина летала на скоростях не более 500 км/ч и на высоте не более 4000 метров. По их результатам приняли решение внести некоторые изменения в конструкцию разведчика (к примеру в крыло и оперение). Доработанный самолет получил индекс Р-020.
Однако, в начале шестидесятых годов, произошли очередные серьезные структурные изменения некоторых авиационных конструкторских коллективов. ОКБ-256 ликвидировалось, а его сотрудники переводились в состав другого ОКБ. Это не могло не сказаться на реализации текущей программы. Но разработку свернули не сразу. В итоге, ответственным за этот проект стало ОКБ-52, которое возглавлял В. Н. Челомей. Было построено несколько опытных прототипов, но до летных испытаний дело так и не дошло. Как уже отмечалось ранее, на рубеже шестидесятых годов, основной приоритет был отдан ракетной тематике. К тому же возникла и задержка с поставкой двигателей (в приоритете была реализация истребителя МиГ-21 с тем же типом силовой установки, поэтому построенные двигатели передали в ОКБ-155) Самолеты законсервировали, а спустя несколько лет утилизировали. Один из экземпляров в разобранном виде передали в МАИ для учебных целей. А конструктор П. В. Цыбин продолжил свою дальнейшую работу уже по космической тематике.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.