Найти тему
Илья Ильич Обломов

История «вечного студента».(г1)

Предистория.(ч1)

Армия разделила мою учебу в ВУЗе на два неравных и неоднозначных периода. И этот перерыв в учебе дался мне в последствии нелегко. К тому же пока я отдавал почетный долг своему государству, государство начало реализовывать план по своему собственному уничтожению, началась «перестройка» Горбачева, что тоже в последствии сказалось на учебе. Но пожалуй всё по порядку. Вернемся в самое начало. Оттолкнемся от истоков, от школьной скамьи.

Ещё учась в девятом классе обычной московской средней школы, пора было задуматься, куда идти учиться после её окончания. Честно говоря я был далек от всего этого. В 16 лет мне совершенно не хотелось думать о будущей специальности. Да и в детстве я никогда не мечтал стать ни космонавтом, ни военным, ни моряком или кем-нибудь ещё. У меня не было никаких интересов в жизни, пожалуй всё что мне нравилось в те годы да и позже, это играть в футбол. Да и в этой ипостаси я сплоховал. Играл я хорошо, но не профессионально, в секции не ходил, разряда не имел, а потому спортивное будущее звезды советского или российского футбола мне не светило. Так что выбор за меня сделали родители, которые были обычными а может и необычными, но инженерами-геофизиками. А если учесть, что ещё и два дяди и тётя тоже были геофизики, то альтернативное образование мне не светило, потому что никто в родне ничего другого и сам не знал и посоветовать что-либо не мог. Все они, мои родственники, в разные годы закончили так называемую «керосинку» в Москве, ну или как он правильно тогда назывался, этот ВУЗ, МИНХ и ГП им.Губкина. ( Московский институт нефтехимической и газовой промышленности ).

Так что и я должен был туда после десятого класса поступать. В то время что бы поступить на Геологический факультет в этот ВУЗ, нужно было сдать три экзамена. Хорошо, что все они были письменные. Мне всегда было проще что-то молча решать или писать, а не устно отвечать. Это были: математика, физика и сочинение. Загвоздка была только в том, что по этим предметам после весьма неплохой учебы до 8-го класса включительно, пока я учился без троек, и был крепким хорошистом, в девятом классе я скатился до нескольких троек в году. Как раз по физике, алгебре и литературе. Можно сказать опустил уровень знаний основных предметов ниже плинтуса.

Так что в десятом классе предстояло сильно напрячься. Подтянуть знания как минимум по математике и физике. Для чего и были с осени десятого класса наняты два репетитора. По физике и математике. Десятый класс был тяжелым в смысле учебы. Времени свободного на баловство оставалось мало. Учились тогда в школе 6 дней в неделю, включая субботу. В субботу же часам к четырем я уже ехал заниматься физикой с преподавателем на три академических часа, как сейчас помню за 15 целковых, а с утра в воскресенье ко мне приходил математик и часов с десяти и до двенадцати набивал мне руку в математических науках за 10 рублей. И так целый учебный год, до выпускных экзаменов, без перерыва. Честно говоря я когда вспоминаю это время, не могу понять, когда же я успевал все это решать, заданные на дом этими репетиторами задания на неделю, ведь никто не отменял еще домашние задания в школе и сами школьные занятия. Короче я был весь в учебе. Но «ботаном» я всё-таки не был. Тогда у нас почти все, кто учился в нашем десятом классе занимались или на курсах в институтах, куда они собирались поступать или платно с преподавателями по профильным предметам.

Так что я был такой не один, это была уже система. Математик у меня был классный. Как сейчас помню, звали его Григорий Петрович. Достался он мне от двоюродного брата, которого он готовил годом ранее. Григорий Петрович не был преподавателем, он работал в каком-то научном НИИ, связанным с электроникой и программированием, но по образованию он хорошо знал математику.

У него был свой подход к преподаванию. И мне он нравился. Вообще он был такой системный аккуратист. На занятиях он все сам записывал на листочках формата А-4. Ну я имею в виду теорию, формулы, их выводы, теоремы. Все это он записывал красивым почерком, обводил цветными маркерами формулы или важные определения. Потом предлагал мне решить несколько примеров, после прохождения очередной темы. Примеры я решал на своих листочках, потому что мог и не решить или решить не самым лучшим образом, а потому это входило потом в тему занятия отдельным списком. В конце занятия все эти листочки с теорией и моими решениями он скреплял степлером и вручал мне, а я это все подшивал в общую папку, последовательно, друг за другом. А в довершении ГришаПетя ( так мы его про себя дома называли) задавал штук 10-12 задач и примеров, на пройденную тему. Примеры он выуживал из каких-то навороченных журналов типа «Квант», на тот момент считалось что это самое сложное. Короче он меня готовил серьезно. Хоть у меня на момент нашего знакомства за 9-й класс была и тройка в году по алгебре, но проверив мои знания на первом занятии, дав мне контрольную работу из пяти примеров, он был удивлен, что я почти все решил. Он сказал мне, что одна девочка отличница, не решила и половину того, что решил я троечник и переспросил меня, не учусь ли я в математической школе и был удивлен, что учусь я в обычной. Так что занятия наши шли в дальнейшем в хорошем темпе, усваивал я материал хорошо, быстро обогнали школьную программу и оценки в школе по алгебре и геометрии заметно улучшились тоже. С физикой было немного сложнее. Во-первых приходилось ездить к преподу в другой район, куда-то в сторону Филевского Парка. В группе было нас четверо, впоследствии осталось трое. Физик был не таким как Григорий Петрович, явно понимая, что мы не все все хорошо усваиваем, из-за кого-то одного из нас, он не тормозил, не повторял и не объяснял все по новой, а двигался вперед. В принципе в нашей группе я не был самым тупым, старался запоминать и решать все что нам задавали на неделю на дом. Обычно это было задач штук двенадцать пятнадцать из трех разных учебников разной сложности. Каким-то образом я с этим справлялся, хотя понимал, что с математикой мне все удается намного проще. Так вот и проходил в загруженной учебе весь десятый класс. А потом были выпускные экзамены. По сравнению с экзаменами в восьмом классе, которых было всего четыре, тут было наворочено гораздо больше всего и серьезнее. Их было штук восемь. Тут были и математика с физикой и химия с историей, литература как в виде сочинения так и в устной форме, а еще английский язык и какой-то странный предмет основы государства и права, который шел в месте с историей на экзамене но отдельным предметом и оценкой. Короче десятый класс я кое-как закончил. Было обидно за две тройки в аттестате. Литературу я так и не вытянул и получил тройку навсегда. Хотя до восьмого класса была всегда пятерка. Но потом пошли какие-то серьезные и скучные литературные произведения и я как-то слился в этом предмете. Вторая неожиданная тройка в аттестат попала как раз по дебильному предмету Основы Государства и Права. Историю слава богу я проскочил на четыре, а по этому предмету тот же историк мне вкатил трояк, так же подпортив аттестат. Математику и Физику я сдал на пятерки в школе, но в аттестате все равно остались четверки, потому как был я невнимательный, ленивый разгильдяй и даже имея неплохие знания, часто мог поверхностно отнестись к заданию и допустить обидный ляп, что и приводило к тому, что в полугодиях и за год были четверки, а не пятерки по этим предметам. Что в то время давал аттестат об окончании школы для поступления в ВУЗ. Были некоторые льготы. Те у кого были все пятерки и медаль, сдавали всего 1 вступительный экзамен и при получении пятерки зачислялись в институт и не сдавали остальные экзамены. У кого средний балл аттестата был 4,5 и выше, могли быть зачислены в ВУЗ при сдаче всего двух экзаменов при условии, что получали 5 и 5 или 5 и 4. Тогда они тоже не сдавали последующие экзамены. Мне же такое увы не светило. Хоть мой средний балл аттестата был и больше чем 4, но в нем «красовались» две тройки да и балл все равно был меньше чем 4,5. А потому предстояло сдавать все три экзамена летом в августе. Между школьными выпускными экзаменами и вступительными в ВУЗ выдался перерыв в месяц. Весь этот месяц я должен был снова заниматься с репетиторами по физике и математике. Добить так сказать до конца науку. Но после школьного выпускного вечера мне стало плохо. Видимо я там чем-то отравился и на скорой меня отвезли в больницу с непонятными симптомами, рвотой, болями в животе и слабостью…

Это внеплановое заболевание грозило сорвать мою подготовку к вступительным экзаменам. Я был конечно в шоке, родители тоже. В больнице в принципе было весело. Я впервые попал в такое общественное заведение и насмотрелся там всякого за неделю, которую там пребывал. Были там и полудурочные старики, которые всю ночь стонали и звали медсестру, а она не приходила, были и косящие от службы призывники и солдаты, был интересный мужик, ветеран ВОВ, который каждый вечер перед сном травил байки про войну, описывал всякие разные курьезные и трагичные случаи из своей армейской военной жизни. Но время шло, а меня не выписывали и даже не обследовали толком. Живот мой давно прошел. Я чувствовал себя хорошо. И родители меня забрали из больницы, написав заявление под свою ответственность. Ну а дальше я снова готовился. Снова общался с физиком и математиком, готовил шпоры к сочинению, так как не особо надеялся, что сам напишу что-то толковое. Три недели, оставшиеся до вступительных пролетели быстро. Нужно было еще подать документы в ВУЗ. И вот где-то дней за пять, а может и за три я пошел в институт. Ходил я туда пешком, от дома это было минут в тридцати ходьбы. И тут меня ожидал первый серьезный облом, если не считать моего недельного пребывания в больнице после выпускного вечера. С документами у меня всё было нормально, но справка по форме 86, медицинская справка им не понравилась. В ней не хватало каких-то двух экзотических прививок. Одна была от энцефалита. Я был просто поражен. Я даже не знал что это нужно. Никто никогда мне такое не делал. Оказалось, что именно на Геофак(геологический факультет) нужна была эта прививка. Разговоры и возмущение моё ни к чему не привели. Сказали, хотите без прививки, поступайте на любую другую специальность. Легко сказать на другую. Зачем она мне. На вопрос, а зачем мне для учебы прививка, ответ был такой - а вдруг вас пошлют на практику в Сибирь, а там нужна прививка. Конечно это был полный бюрократический бред, но что-либо доказывать было бесполезно. Нужно было что-то делать. А что я мог? Только позвонить маме на работу и огорчить её этим известием. Известием, что за три дня до экзаменов у меня не приняли документы в ВУЗ из-за кокой-то прививки. Мама тоже расстроилась и поделилась на работе нашим горем. И о чудо, у одной коллеги мамы по работе сестра оказалась заведующей медсанчастью, быстро эту мою справку отвезли ей на работу и она просто тупо латынью там дописала эти хитрые буквы, обозначающие что прививка есть. Буквально в последний день до приема документов, я снова побежал в институт и на этот раз все прошло гладко. Документы были приняты. Оставалось только успешно сдать экзамены и поступить. И цель была бы достигнута. Весь ударный труд в учебе за год был бы потрачен не зря…

#перед армией #учеба в школе #поступление в ВУЗ во времена ссср #образование #ссср

( друзья, решил попробовать начать новый рассказ, это как бы предыстория перед службой в армии ну и последующая после, если конечно осилю и вспомню, тематика армии тут уже практически будет отсутствовать, но наверняка большинство из вас тоже где-то когда-то училось, а потому возможно так же будет что вспомнить и обсудить, если интересно. А потому ставьте лайки если нравится, читайте, подписывайтесь, кто не подписался, не судите строго, я не писатель, просто делюсь воспоминаниями о советском прошлом на примере своей истории...)