Найти тему

Нематериальная мотивация персонала

Вы слышали хотя бы раз выражение: «Ничто не ценится так дорого, как доброе слово»? Нематериальная мотивация — это самый простой и понятный способ поддержки сотрудников, который помогает сплотить персонал и добиться успехов в любом бизнесе.

Поэтому сегодня мы попробуем разобраться, что вообще такое нематериальная мотивация, какой она может быть и зачем руководителю о ней задумываться.

Иногда чтобы изменить человека, нужно всего лишь изменить его отношение к себе. Нематериальная мотивация почти не требует от руководителя каких-либо денежных затрат. Однако некоторые до сих пор убеждены, что единственный способ вовлечь сотрудников в работу — это пообещать им премию.

Мы попросили Владимира Моженкова — ведущего бизнес-консультанта с опытом в управлении более 30 лет и лучшего ГЕНерального директора в Европе по признанию концерна Audi AG.

Что такое нематериальная мотивация?

Стимулами для любого человека выступают семь основных факторов:

  • деньги,
  • законы,
  • физическая сила,
  • нужда,
  • любовь (симпатия),
  • эмоциональное воздействие,
  • личные убеждения.

К нематериальным мы можем отнести, соответственно, три последних фактора. Именно они и составляют основу такой мотивации.

Для того, чтобы научиться говорить с сотрудниками на одном языке, нужно вызвать его симпатию: руководитель должен проявлять участие в его судьбе: благодарить, хвалить, поощрять за креативные и полезные идеи и т.п. Если сотрудник допустил ошибку, не стоит рубить с плеча, лучше дать ему еще один шанс. Человек будет признателен за это, и ему захочется еще лучше работать на вашу компанию.

Основные типы нематериальной мотивации

В своей практике я попробовал 125 форм и методов нематериальной мотивации персонала. И три основных, на мой взгляд, инструмента руководителя — это слово, эмоция и поступок.

Мы живем в стране “недохваленных” сотрудников. Если говорить о словесной мотивации, то топ-менеджеру ничего не стоит поздравить новичка компании с первым рабочим днем. А для рядового сотрудника внимание и забота руководства очень важны, ведь они стимулируют и вдохновляют на трудовые подвиги. У меня, например, был свой личный KPI — похвалить за день 5 лучших сотрудников.

-2

Вызвать положительные эмоции у сотрудника позволит и какое-либо действие руководителя, направленное на заботу о нем лично или членов его семьи. Например, детские подарки к Новому году, сувенир из отпуска — все это инструменты нематериальной мотивации.

Поступок, в свою очередь, является максимальным проявлением лояльности руководителя к отдельному сотруднику, признанием его профессиональных успехов. Можно отправить специалиста на обучение или конференцию вместо себя, оставить его исполняющим обязанности генерального директора на время своего отсутствия, дать отгул с сохранением заработной платы — совершить любое действие, которое затрагивает не только интересы сотрудника, но и самой компании.

Зачем руководителю думать о мотивации персонала

Здесь есть несколько причин. Во-первых, если вы будете относиться к человеку как к подчиненному, он будет исключительно исполнять ваши поручения и ждать указаний, а не проявлять инициативу там, где это от него требуется. Хороший же руководитель исходит из позиции, что на предприятии нет подчиненных — есть сотрудники (от слова «сотрудничать») или коллеги.

Во-вторых, с переходом большинства сотрудников на удаленку стало понятно, что людей нельзя мотивировать одним только авторитетом руководителя. В человеке, занимающем директорское кресло, должны видеть именно человека, а не диктатора. Не бойтесь общаться с коллективом, взаимодействовать с ним. Приходите на работу в хорошем настроении, с улыбкой. Старайтесь нести позитив, а не угрозу. Научитесь замечать маленькие победы и достижения своих сотрудников — это сильно ускоряет реализацию самых больших планов.

-3

И это — только один из инструментов, которые я даю на своих мастер-классах. 10 июня состоится как раз один из них — “НАУКА ПОБЕЖДАТЬ. СЕЙЧАС. 31 ГЕН ДИРЕКТОРА+34 ОШИБКИ”. На нем я даю 31 инструмент, проверенный мной во время нескольких экономических кризисов в стране, двух предбанкротных состояний компаний.

Вы сможете сразу внедрять их в свой бизнес, в современные российские реалии в любой отрасли. Переходите на сайт, чтобы узнать подробности и забронировать место.