Для советских военно-воздушных сил, времен Великой Отечественной, истребитель И-16 был машиной знаковой. Именно на нем обучались и летали почти все асы начала войны, от Покрышкина до Цоколаева.
История "ишака" началась в 1932 году, в ЦКБ-39, разрабатывался он под руководством Николая Николаевича Поликарпова, прозванного впоследствии "королем истребителей", во многом, благодаря успехам И-16, к слову. Самолет был принят на вооружение, массовый выпуск был начат на Горьковском авиазаводе №21, где и продолжался до 1941 года. Небольшое количество самолетов было сделано на авиазаводах в Новосибирске и Ростове на Дону.
Описание машины
Для середины 30-х самолет получился просто великолепный, несмотря на смешанную конструкцию и минимальное использование в конструкции "крылатого металла". По словам известного летописца советской авиации В. Шаврова:
И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным
Такая центровка, особенно на И-16 ранних типов имела свои последствия, самолет был "норовистый", и требовал крепких рук и нервов при управлении.
В тоже время, летчик, который освоил И-16, мог без особого труда переучится на любой другой истребитель, что и показала Великая Отечественная.
Выпуски и классификация
За время выпуска И-16 неоднократно модернизировался, меняли двигатели, конструкцию и вооружение. Сейчас их классифицируют по заводским сериям(типам).
Изначально, первые массовые И-16 тип 4 имели двигатель М-22 мощностью 480 л.с. вооружались двумя пулеметами ПВ или ШКАС установленных в основании консолей крыла. Следующий, тип 5 получил двигатель М-25, мощностью 725 л.с. С И-16 тип 10, с двигателем М-25В, отказались от сдвижного фонаря кабины, оставив неподвижный козырек и усилили вооружение двумя синхронизированными пулеметами ШКАС установленными над двигателем. Далее были тип 18, с двигателем М-62 и тип 24 с М-62/63 и улучшенными ЛТХ, пушечные образцы самолетов, крыльевые ШКАС которых заменили на авиапушки имели серии 17, 27 и 28. Последней выпускаемой серией стал И-16 тип 29, с двигателем М-63, с только синхронными пулеметами ШКАС - два поверх двигателя и снизу один крупнокалиберный ШВАК-12,7 или БС.
Помимо основного вооружения И-16 пулеметных типов могли нести подкрыльевые направляющие реактивных снарядов РО-82, 4-6 на крыло, а также бомбодержатели, бомбовая нагрузка до 100 кг. На И-16 тип 29 была предусмотрена и установка подвесных баков специальной конструкции, емкостью до 200 литров.
Важный момент, на пушечные И-16 установка подвесного вооружения была запрещена, вот и ответ к первому фото. Не должно там быть РС-82, вот никак. Тем не менее, машины выносливые и для вылетов для штурмовки использовали и такой комплект вооружения. Вопреки всем инструкциям и наставлениям.
Ну, и как мне думается, пушечные И-16 были несколько перегружены и не обладали маневренными качествами пулеметных машин, так что их роль была в уничтожении тяжелых, многомоторных машин. Для истребителя же считалось достаточным иметь несколько пулеметов винтовочного калибра, правда к началу 40-х ситуация резко поменялась, выяснилось что для уничтожения цельнометаллического самолета винтовочного калибра, даже с ужасающей скорострельностью ШКАСа просто недостаточно. И-16 тип 29 уже получил в качестве основного 12,7 мм пулемет.
Интересные факты
И-16 до сих пор в армейском строю. Правда только в образе самолета на "солдатской" медали "За отвагу". Там изображены символы Союза тех лет - тяжелый многобашенный танк Т-35 и пролетающие над ним "ишачки".
А сами самолеты летали до 53-го года, правда не в СССР... в Испании, в летной школе Escuela Caza в городе Морона, провинции Севилья. Самолеты в нее попали после граданской войны в середине 30-х и с тех пор служили верой и правдой, хотя и отличались внешне от отечественных "ишачков".
Боевое применение и тактику оставим пока в стороне, но, обязательно вернемся к ним чуть позже.