Найти тему
Азвука - теория звука.

Среднечастотник в закрытом и открытом корпусе.

Не раз слышал такое мнение, что среднечастотный динамик, установленный в открытый корпус, обладает особой магией и живостью звука. Более того, сам слышал такое оформление, и это было определенно не плохо! Скорее всего, не совсем точно и правильно, но определенно имеет право на существование. Я сделал тестовый полуоткрытый корпус и сегодня мы посмотрим, что происходит с АЧХ в сравнении с тем же динамиком, установленным в закрытый ящик.

Тестовые конструкции: слева закрытый ящик с наполнителем, справа короб без боковых стенок.
Тестовые конструкции: слева закрытый ящик с наполнителем, справа короб без боковых стенок.

Преимущество такой полу-открытой конструкции в том, что она может занимать меньше места, чем закрытый ящик (хотя, это будет сильно зависеть от параметров среднечастотного динамика, многим большого объема и не нужно). Такая конструкция определенно будет обладать особым звуком, отличным от закрытого ящика. Начнем проверять мифы и домыслы, связанные с таким оформлением с измерения АЧХ на оси динамика, тем самым узнаем основные особенности такого АО.

Итак, АЧХ одного и того же динамика в закрытом и открытом корпусе:

Красный - полуоткрытый, синий - закрытый ящик с наполнением.
Красный - полуоткрытый, синий - закрытый ящик с наполнением.

Мое предположение, которое я озвучил в первой статье, в которой я показал идею реализации такой системы, оказалось верным: динамик в таком корпусе выходит на нужный уровень по АЧХ примерно с 500Гц. Но в том, как именно он это делает, определенно есть нюансы, которые нужно учитывать.

АЧХ динамика в закрытом корпусе более или менее ровная от 100Гц.

Низкие частоты в открытом корпусе завалены, и это естественно - происходит акустическое короткое замыкание: волна от задней стороны диффузора в противофазе складывается с фронтальным излучением и эти волны гасят друг друга.

Начиная с некоторой частоты ситуация начинает меняться: длина волны уменьшается на столько, что обходя фронтальную стенку она суммируется с основной волной в фазе и мы получаем горб на АЧХ. С ростом частоты ситуация повторяется: появляется противофаза на килогерце с небольшим - получаем провал. На 1,5кГц снова сигналы суммируются в фазе. Выше 3кГц открытый корпус уже практически не оказывает никакого влияния, графики становятся одинаковыми (по крайней мере на оси динамика, где был сделан этот замер). Небольшие изменения, которые всё-таки есть на высоких частотах вызваны разницей в положении микрофона относительно динамика - стоит промахнуться на пару сантиметров и получим подобную разницу.

Вот тот же график АЧХ с применением временного окна 5мс - в этом интервале имеем чистый импульс, когда комнатные отражения еще не успели долететь до микрофона.

С применением временного окна 5мс.
С применением временного окна 5мс.

Суть не изменилась - завал на низких частотах на месте, горбы на месте, графики также сходятся после 3кГц. Небольшой разброс на ВЧ связан не с корпусом, наверняка это изменение вызвано небольшим смещением микрофона.

Итак, разница по АЧХ определенно есть. Искажения - одинаковы, корпус не оказал принципиального влияния. Я ожидал, что форма импульса в закрытом корпусе будет выглядеть значительно хуже - но нет, в ЗЯ с небольшим количеством минваты импульс выглядит даже чуть более прилично! Затухания в первую очередь определяются комнатой и не имеют значительной разницы в обоих случаях. В целом, основные отличия этих измерений именно в АЧХ.

И закрытый ящик выглядит значительно лучше, ровнее, он обладает бОльшим частотным диапазоном.

Кстати, именно эти горбы на АЧХ и могут создавать иллюзию яркого звука. Часто слышу мнение, что акустика с вылизанной и ровной АЧХ с непривычки звучит блёкло, и только освоившись, привыкнув, вы начинаете понимать преимущества такой настройки.

Что дальше? Первое - сравнить на слух, попытаться услышать те преимущества, о которых говорят некоторые и оценить, стоит ли вообще копать в этом направлении:) Если да -

  • В конструкции тестового ящика предусмотрены убирающиеся наклонные верхняя и нижняя стенки: попробуем оценить степень их влияния на звук.
  • Нужно попробовать накладки на открытые боковины с демпфирующим/звукопоглощающим материалом: больше возможностей для настройки звука.
  • Можно попробовать наполнитель внутрь открытого ящика.
  • Нужно убрать заднюю стенку и протестировать динамик в небольшом щите - насколько сильное влияние оказывает задняя стенка.
  • А ещё, было бы не плохо сместить динамик в сторону - это могло бы уменьшить или совсем убрать горбы на АЧХ в районе килогерца.

Файлы измерений я буду публиковать для подписчиков на Бусти: вот ссылка на пост. Хотите самостоятельно посмотреть и поизучать разницу в графиках - теперь у вас есть такая возможность:)

Вопрос к вам - считаете ли вы такую конструкцию перспективной? В каких условиях она раскрывается, где искать плюсы этого акустического оформления?