Найти в Дзене

Церковь в образовании - что думаете об этом?

Оглавление

Сейчас много спорят о том, имеет ли право Церковь "приходить" в школы и вузы. А между тем, во многом именно благодаря Церкви в России появились и развивались первые учебные заведения.

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси. В развитии древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение азбуки (кириллицы), создание которой приписывается славянским просветителям -- монахам Кириллу и Мефодию (IX в.).

В «Повести временных лет» (988) отмечается, что князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. По существу, это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения. Просветительскую деятельность Владимира продолжил Ярослав Мудрый, который, как сообщается в летописи, под 1030 г. в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».

Берестяные грамоты XI--XV вв. свидетельствуют, что грамотность в Древней Руси получила достаточно широкое распространение среди не только феодальной знати и духовенства, но и горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. Этому способствовали «мастера грамоты» -- дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей. Значительную роль в распространении просвещения в XI--XVII вв. играли монастыри -- очаги культуры и грамотности.

Итак, все российское образование изначально вышло из церкви!

Первое высшее учебное заведение -- Киево-Могилянская школа возникла в 1632 г. (академия с 1701 г.) и являлась крупнейшим общеобразовательным и научно-культурным центром.

В 1687 г. в Москве по образцу Киевской академии была создана Славяно-греко-латинская академия на базе школы при Богоявленском монастыре. После открытия в 1755 г. Московского университета академия постепенно превратилась в высшее духовное учебное заведение.

-2

Учитель Петра

Главным реформатором системы образования России, как и всех других сфер, конечно, стал Петр I. Ну, мы же с вами сами по себе знаем, какую огромную роль играют в жизни любого человека учителя. Кто же был учитель нашего императора? Чему он учил будущего реформатора?

-3

Родился в семье дьяка Моисея Васильевича Зотова. 33-летний дьяк Аникита Зотов был приставлен учителем к 5-летнему царевичу Петру. Испытание Зотова проводил сам Симеон Полоцкий – знаменитый ученый и богослов. Экзамен прошел успешно. Взыскательный Полоцкий признал дьяка в науках твердым и во взглядах богобоязненным.
Чему учил Зотов Петра? Грамоте, чтению божественных книг – Новый Завет, Часослов, Псалтырь, а также ряда сборников, называвшихся "Потешными книгами с кунштами", то есть с картинками. Эти книги были своеобразным сводом всемирной истории и географии

Образование в петровскую эпоху

Реформы Петра I в области образования привели к тому, что в России появилась целая сеть школ и учебных заведений.

Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.

Как в Россию пришел Закон Божий

Первое в России пособие по Закону Божию составил при Петре I архиепископ Феофан Прокопович. Его прежде всего познавали учащиеся духовных школ. Долгое время духовная школа в России не имела деления на ступени, однако постепенно произошло размыкание на духовные академии (церковные «вузы»), семинарии и уездные училища. Закон Божий изучался в последних. И, разумеется, без знания его нельзя было получать образование в семинарии. Школяры уездных училищ и семинаристы составляли тысячи, а затем десятки тысяч по всей стране. Выпускники становились псаломщиками, дьяконами и священниками во храмах.

Закон Божий - обязательный предмет

В 1811 году, согласно Высочайшему распоряжению, Закон Божий, как «заключающий главную и существенную часть образования», был введен как обязательный и основной предмет в средних учебных заведениях России всех ступеней.
В манифесте 1817 года император Александр I провозгласил, что христианское благочестие должно быть основанием истинного просвещения.

-5

Мы с вами знаем, что Закон Божий был обязательным предметом в школах до революции 1917 года.

Сегодня

Да, а что же сегодня? Когда же, наконец, благочестие вновь станет основой просвещения ?
А ведь государство об этом позаботилось. И сегодня дети в России имеют возможность изучать "Основы православной культуры", предмет, возрождающий традиции дореволюционного образования в нашей стране.

ВИКИПЕДИЯ сообщает:
"В настоящее время предмет преподаётся в 4-м классе средней общеобразовательной школы в рамках федерального образовательного компонента. Ученики либо их родители (законные представители)
могут по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из шести модулей (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики) комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» преподаётся в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р."

Вот что пишет об "Основах православной культуры" Википедия:

"В настоящее время перед российским обществом стоит острая проблема духовно нравственного становления личности. Преподавание дисциплин, направленных на знакомство с Православной культурой, как неотъемлемой части культурно – исторической традиции Российского государства, помогает восполнить пробелы в злободневном вопросе.

В процессе изучения курса «Основ Православной культуры» происходит: воспитание личности, приобщение к культуре своего народа, общества, формирование российской гражданской и культурной идентичности, воспитание патриотов и граждан России, формирование у школьника устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих традиций, создание основы для их духовно-нравственного развития".

В рамках  мастер-класса, проведенного педагогом ДДТ О.П. Пантелеевой совместно с третьекурсницей кафедры музеологии и туризма АГИК Анастасией Сухаревой, участники объединений "Эксперимент" и "Живое слово" Дома детского творчества Усть-Чарышской Пристани смогли ощутить себя учениками дореволюционной школы.
В рамках мастер-класса, проведенного педагогом ДДТ О.П. Пантелеевой совместно с третьекурсницей кафедры музеологии и туризма АГИК Анастасией Сухаревой, участники объединений "Эксперимент" и "Живое слово" Дома детского творчества Усть-Чарышской Пристани смогли ощутить себя учениками дореволюционной школы.


Поплавав по волнам интернета, вот, вкратце, что я уяснила из предмета своего размышления. Мне сейчас жаль, что в свое время моя дочь не изучала в школе этот предмет, не говоря уж обо мне самой. Ведь изучение "Основ православия" - это, одновременно, изучение и основ образования в России вообще.

С другой стороны, я рада, что благодаря непосредственному "воцерковлению" меня и моего ребенка, и для нее, и для меня стал доступным огромный пласт мудрости, чистоты и знаний, сквозь призму которых и мир открылся совсем с другой стороны. Фильмы, книги, отношения, любая деятельность - все стало другим, приобрело новое качество.

Опять же, все это, наверное, очень субьективно? Очень бы хотелось, чтобы вместе со мной порассуждали на эту тему другие люди.

Я - за то, чтобы церковь и образование активно взаимодействовали, в любой возможной форме, как это заложено нашей многовековой историей. В ближайшее время я расскажу, как наш, Усть-Пристанский приход сотрудничает с Алтайским Государственным институтом культуры.
А пока очень жду комментариев.

-7