Найти тему
Киновед в штатском

40 лет "Полтергейсту": 10 малоизвестных фактов о фильме про дом с привидениями имени Стивена Спилберга

Оглавление

Когда отмечаешь сорокалетие, один день задержки вряд ли можно считать серьезной погрешностью, поэтому, пусть и с небольшим опозданием, но я свой текстик про "Полтергейст" опубликую. Не стану утверждать однозначно, но это точно один из первых фильмов ужасов, которые я в своей жизни посмотрел (за лидерство вместе с "Полтергейстом" борются "Зловещие мертвецы" и "Туман"), и это не оставило меня равнодушным. Пересматривать трижды в неделю не стану, конечно, но в честь сороковой годовщины со дня первого показа можно сделать исключение. И вам рекомендую – заодно проверите те несколько интересных фактов о создании картины, которые я для вас собрал.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Итак, что сделало "Полтергейст" таким завораживающим?

Без Бэрримор и Кинга

Не такое уж великое открытие, но изначально в претендентки на главную роль в фильме претендовала юная Дрю Бэрримор. Спилберг лично отбирал претенденток на роль Кэрол Энн, но будущая звезда продюсеру не подошла – он решил, что девочка имеет недостаточно ангельский вид. Роль досталась Хизер О'Рурк, но пробы Бэрримор тронули Спилберга и он позже пригласил ее сниматься в "Инопланетянине". В качестве сценариста фильма в то же время рассматривался Стивен Кинг, чье "Сияние" незадолго до этого взбудоражило Голливуд. Увы, с ним Спилберг тоже не договорился, зато "Полтергейст" можно считать точкой соприкосновения, из которой выросла "Воспламеняющая взглядом".

-3

Тангина

Вы наверняка помните эту впечатляющую героиню второго-третьего плана – медиума по имени Тангина в "Полтерейсте" сыграла Зельда Рубинштейн. Однако, известно ли вам, что Рубинштейн и в реальности обладала экстрасенсорными способностями? Она четырежды приходила на пробы, и добилась-таки своего – Спилберг взял ее в проект и остался этим очень доволен. Прежде всего, Зельда была настолько покладистой на площадке, что все сцены с ее участием удалось снять всего за шесть дней. Так же своим зловещим видом Рубинштейн наводила ужас на режиссера Тоуба Хупера, и тот даже на время отложил в сторону "допинг", которым, как считалось, баловался во время съемок картины.

-4

Вращающаяся комната

Конечно, не Хупер и не Спилберг придумали этот кинематографический трюк, но в "Полтергейсте" он смотрится особенно впечатляюще. Ближе к концу ленты, когда девочкой овладевает демоническая сущность, она начинает перемещаться сперва по стене, а потом и по потолку. Сегодняшнему зрителю совершенно очевидно, что создатели картины использовали эффект "вращающейся комнаты" – декорации были помещены на механизм и меняли положение, пока камера была стационарно закреплена. Этот же способ съемок использован в сцене с изменением гравитации в "2001: Космическая одиссея" Кубрика и в драке во сне в "Начале" Нолана.

-5

Клоун-убийца

Жуткие куклы и клоуны – любимые персонажи классических ужастиков. В "Полтергейсте" два этих страха соединились, и это едва не стало причиной несчастного случая на площадке. Во время съемок знаменитой сцены нападения куклы клоуна на Робби аниматронная фигурка вышла из строя и ее "руки" сжались на шее мальчика слишком сильно. Исполнитель роли Робби Оливер Роббинсон даже начал кричать: "Я задыхаюсь!", но Спилберг посчитал, что ребенок импровизирует. Истинная угроза обнаружилась лишь когда лицо мальчишки начало синеть – продюсеру пришлось лично бежать к юному актеру и спасать ему жизнь.

-6

Ползучий стейк

Еще одна запоминающаяся сцена из фильма – кусок мяса, двигающийся по кухонной столешнице. Поскольку создатели "Полтергейста" пользовались только классическими специальными эффектами, возникает вопрос, как же им удалось заставить двигаться говяжью отбивную? На деле всё было проще простого – в столе была прорезана щель, через которую пропустили проволоку, привязанную к мясу. Ловкий оператор управлял мясным отрезком словно куклой-марионеткой, создавая впечатление того, что стейк превратился в насекомое и ползет самостоятельно.

-7

Стулья

Еще более впечатляющей выглядит сцена с пирамидой из стульев, сооруженной на кухонном столе. В это сложно поверить, но конструкция тоже была сделана вручную из реальных предметов мебели, и снято всё было всего за один дубль. Вы можете сами посчитать – ровно семь секунд экранного времени потребовалось нескольким ассистентам на съемочной площадке, чтобы, пока камера поворачивается к Диане, собирающей моющие средства, выстроить равновесную конструкцию из стульев на столе. Когда женщина поворачивается, она испытывает самое настоящее неподдельное изумление. И мы вместе с ней.

-8

Скелеты в воде

История с реальными человеческими скелетами, использовавшимися при съемках "Полтергейста", широко известна массовой публике и считается основанием для так называемого "проклятия", преследовавшего некоторых соавторов картины. Сейчас не стану повторять многократно описанные рассказы о появлении костей на площадке, а затрону чуть иной аспект. По сюжету скелеты должны были всплыть в яме, куда падает Диана спустя некоторое время после того, как узнала, что дом построен на месте старинного захоронения. Актриса напрочь отказалась погружаться в воду, опасаясь того, что расставленные вокруг осветительные приборы могут стать причиной несчастного случая. После недолгих переговоров Спилберг сам погрузился в воду рядом с актрисой и заверил: "Если что-то произойдет, мы погибнем вместе".

-9

Рык MGM

Начиная с "Челюстей", Стивен Спилберг большую часть картин снимает в содружестве с компанией Universal, но "Полтергейст" был сделан для MGM – и если проявить достаточно внимания, то знаменитый рык льва из заставки этой кинокомпании можно услышать не только в начале фильма, но и примерно на сотой минуте хронометража. В этот момент на одного из персонажей набрасывается дух, которым был одержим особняк – в качестве пугающего звука для этой сцены использовался тот же звук, что и при проигрывании лого MGM.

-10

Уменьшенная копия дома

Для финальных кадров поглощения дома Фрилингов в черную дыру какого-то зловещего иного измерения создателям фильма пришлось построить весьма детальную и достоверную копию реального дома высотой почти в полтора метра. Несколько недель было потрачено на то, чтобы соорудить модель, но уничтожена она была всего за три секунды – работе гигантского вакуумного генератора, затягивавшего в себя конструкцию, помогали несколько рабочих с воздушными пушками наперевес. Разумеется, у Спилберга, Хупера и команды на решение визуальной задачи был только один дубль – к счастью, всё решилось самым благоприятным образом с первого раза.

-11

Кто настоящий режиссер?

Долгое время вокруг "Полтергейста" ходят споры о том, кто является подлинным автором данной картины. Всё дело в том, что Стивен Спилберг никак не мог разорваться между двумя своими проектами – "Полтергейстом" и "Инопланетянином". Автор "Челюстей" предложил своему другу Тоубу Хуперу снять семейную фантастику, но тот предпочел помочь в работе над более страшным фильмом о проклятом доме. И Спилберг пошел навстречу, уступив Хуперу в "Полтергейсте" кресло режиссера, оставшись сценаристом и продюсером. Однако участники съемок хором утверждают, что подлинной режиссурой занимался именно Спилберг, а Хупер лишь выбирал ракурсы съемки. Может, и так, но титры фильма уже не изменить.

-12

Такая вот мистика. Еще раз повторю – кино хорошее, и так называемые практические спецэффекты его только украшают. Не поленитесь, пересмотрите – будет интересно. А я уже ищу для вас новые поводы вернуться к классике или захотеть посмотреть что-то свежее. Обо всем самом важном непременно напишу здесь – на канале Киноведа в штатском. Заглядывайте, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, тщательно выбирайте место проживания, и...

-13

Увидимся в кино!

#кино #хоррор #полтергейст #стивен спилберг #фильм ужасов