Найти тему
Kinoryba

Frank Zappa – Over-Nite Sensation (1973)

Тридцать четыре с половиной минуты – для полноценного альбома не слишком много. Но Заппа и Матери сыграли за эти минуты столько музыки, что больше уже, кажется, и невозможно выдержать. В хорошем смысле. Не от того, что она надоедает. А просто – это настолько цельная, громкая, яростная, веселая и ядовитая пластинка, что воспринимается сразу – вся и целиком, как законченное произведение. При этом – альбом совершенно не концептуальный, не «мини-опера» и не мюзикл. Это набор песен. Но все песни настолько

плотно стыкуются друг с другом, настолько логично выстроена их последовательность, что они кажется тщательно притертыми друг к другу и ни одну из низ нельзя вынести в какой-то другой альбом или заменить. Собственно, отсутствие концептуальности и делает этот альбом концептуальным – в отличие от всех предыдущих, песни которых были связаны если не общей идеей, то направленностью, либо текстовой – сатирической и обличающий, либо музыкальной – ирония над «концептуальными» (извиняюсь за повтор) альбомами вплоть до «Сержанта» Битлз, над попсовыми американскими песнями для тинейджеров всех возрастов, нал «авангардом» в джазе и роке. Все эти «концепции» нисколько не умаляют грандиозности Заппы-композитора, Заппы-исполнителя, Заппы- художника с большой буквы и еще большей – музыканта. Здесь же – настоящий гитарный рок, современный и в 1973 и сейчас. Собственно, это первый рок-альбом Заппы. Рок, конечно, запповский. Тяжелый, с гитарными риффами и соло, н с неистовыми джазовыми ударными, с духовыми, с бешеными клавишами Джорджа Дюка и сумасшедшей скрипкой Жана Люка Понти. Но темы все те же. Антифеминизм, издевательство над телевидением в частности и СМИ вообще и – традиционно – над американским образом жизни. Но на первом месте здесь музыка – другого определения кроме «зверская» мне и не подобрать. «Вы играете тяжелый рок? Я покажу вам, как это делается», - словно бы говорит Заппа. CamarilliBrillo начинается оптимистичного мажорного вступления – «ничто не предвещало». Но темп и тембры в той песне с простой мелодией, правда, с парой неожиданных изменений гармонии в рефрене – все—таки намекают на грядущее развитие событий. Да и плотность, и свободная почти джазовая, но очень мощная партия ударных и общий вяжущий роковый звук тащат дальше – и ожидания оправдываются. I’m The Slime - гитарное вступление, которое через несколько лет эхом отзовется в музыке Стива Вая открывает тяжелый быстрый фанк-рок, обрыващийся речитативом под свингующие ударные, бас и орган Джорджа Дюка. Слизь, сочащаяся из телевизора обволакивает общество – всех, кроме Заппы и Матерей. Заппа разгоняет ее жестким гитарным солом с вау-педалью и ехидным, все прорезающим звуком. Dirty Love – снова фанковые структуры, разрезанные на куски гитарой и женскими бэками. Темп не падает ни на мгновение, музыка летит вперед и остановить ее невозможно. Музыка тяжелым локомотивом сметает все препятствия и обгоняет время. И влетает в совершенно дикую FiftyFifty – cо зверским вокалом – непрекращающимся хриплым воплем Рики Ланселотти. И когда этот вопль-хрип-крик заканчивается, начинается самое главное – белогорячечное соло Дюка на органе, безумный полет скрипки Понти, которое переходит в гитарную игру Заппы. Заппа здесь играет с такой скоростью, которая оправдывает одну из его фраз – «Я иногда играл на гитаре так, что правая рука не успевает понять, что делает левая». Но здесь и правая и левая скоординированы и такого количества нот в секунду вы больше ни у одного гитариста не услышите.

Эта пластинка должна была бы назваться «Темп». В бешеном темпе выдержано все – и Zomby Woof с джазовыми вставками и скоростными пассажами Дюка в перекличке с запповской гитарой, и свингующие барабаны, и гуляющий по—джазовому, но остающийся в роке бас. И даже куски из современной симфонической музыки не кажутся здесь академизмами, а идеально вписываются в структуру гитарного рока. Соло Заппы в Zomby Woof – это уже не будущий Вай, это безумства Адриана Белью с Фриппом. Dinah Moe Humm кажется продолжением и развитием Camarillo Brillo и, наконец – Montana – шесть с половиной минут откроенного стеба над Америкой и ее обитателями, неспешное повествование, взрывающееся одним из самых ядовитых и хард-роковых соло с джазовым уклоном в мире, с диким свингом и общей раскачкой, раскачкой, с отличным вокалом, с безупречным звуком, с вокальными украшениями, со сложнейшими партиями, с духовыми – как все вместилось в одну песню – вот и пролетели тридцать четыре минуты. Самый роковый и самый яркий альбом Заппы – великого и безумного перфекциониста, борца, сатирика и критика, артиста и художника, который всегда был прав.