Каникулы уже давно начались, но школьные разборки одних родителей с другими всё ещё не закончились. Меня, как заслуженного родителя нашей конкретной школы, пригласили поучаствовать в решении одного показательного конфликта. Вернее, не пригласили, а просто схватили за рукав со словами «вот вы-то нам и нужны». Поскольку дело было в антракте концерта детской самодеятельности, между выступлениями младших и старших групп, отвертеться под предлогом «в Париж, по делу, срочно» было невозможно. Выслушала обиженную сторону.
Суть конфликта кратко. Есть мальчик. Восходящая звезда. Окончил четвертый класс на одни пятёрки. Имеет особые успехи в изучении иностранного языка и математики, играет на аккордеоне, солирует в ансамбле народного танца. Воспитан, интеллигентен, душа компании, неформальный лидер класса. Мечта, а не ребёнок.
Мама мальчика под стать ему – современная женщина с ярким стилем в одежде и макияже, с самыми продвинутыми взглядами на жизнь. В семье есть второй ребёнок, мальчик лет двух. По сплетням осведомлённых лиц, отцы у детей разные, а по документам – их вообще нет. Мама гордо несёт звание дважды матери-одиночки. Вот в этом месте возникает конфликт.
Последний год одинокая мама посещает все школьные мероприятия – от родительского собрания до торжественной линейки и праздничного концерта вдвоём с малышом. Потому что она – «мать-одиночка и ребёнка ей оставить не с кем». Не поспоришь и не возразишь. Но поскольку она - современная высокообразованная мать, то малышу в общественных пространствах позволено всё. Бегать, кричать, хватать, кидать, кусаться и истерить. Хоть во время выступления брата с аккордеоном, хоть во время исполнения гимна на линейке. Плюс реальный материальный ущерб. В течение года шаловливыми ручонками малыша разбит чужой телефон, порвана чужая почетная грамота, испачкана цветными фломастерами парадная форма одноклассницы старшего брата, сломан кокошник и порваны бусы в коллективе народного танца. Это только то, что я запомнила.
Остановить малыша в исполнении его желаний невозможно. Взрослые боятся прикоснуться к чужому ребёнку и судорожно прячут ценные вещи и контрольные работы подальше и повыше. Детям на любое недовольство действиями малыша читается раздраженная нотация – «как вам не стыдно, он ещё маленький, не понимает!» Вопрос о компенсации ущерба – подавляется гневным взглядом «обездоленных обидеть хотите!».
Собственно, запрос двух расстроенных мамочек на скорую психологическую помощь заключается вот в чём.
Вместо выпускного из начальной школы класс едет на пикник, на дачу к однокласснику. Организованно, со своими учителями и несколькими сопровождающими родителями. Всё было заранее спланировано, посчитано, заказано, оплачено. Кто-то из детей не захотел, кого-то сроки не устроили, кого-то суммы. Человек семь из тридцати не едут. Мама-одиночка участие сына оплатила. А за неделю до даты – потребовала обеспечить места в автобусе и ей с младшим сыном тоже. Бесплатно, само собой.
А собственник дачи не хочет видеть их на своей территории. Старшего мальчика – с превеликим удовольствием, а его маму с малышом – нет. Разбитый телефон – это у него, так что мотивация человека понятна. Более того, выяснилось, что и большинство одноклассников заранее предупреждали – «только без малыша». И маме родительский комитет объяснял, что маленького ребёнка в эту поездку не возьмут из соображений его же безопасности, на участке есть небольшой бассейн. И она тогда вроде бы согласилась. А сейчас требует и грозит жалобами во все инстанции. И как вот ей объяснить, что она делает хуже только своим собственным детям?
Мой вердикт – уже никак не объяснишь. Так что, терпите, раз позволили целый год собой манипулировать. А право доступа гостей на частную территорию определяет только собственник. Главное, правильно решить вопрос с участием учителей – если день выходной или отпуск, то пусть пишет куда угодно и что угодно. Старшего ребёнка жаль, конечно, но это его мать и не нам её учить и воспитывать…
А вы бы что посоветовали?