Приучение к горшку - самая популярная тема на форумах для беременных и женщин с детьми. Проблемы у родителей возникают на каждом шагу, и разрешить их без помощи многочисленных статей и "советов бывалых" не представляется возможным.
Примечательно, что первой же проблемой оказывается восприятие слова "приучение". Мне не нравится этот термин. Ведь "приучить" по словарю Ожегова - "заставить привыкнуть к чему-нибудь". Заставить - принудить - пойти против воли...
Не очень хороший смысл, верно? Мне больше нравится термин "обучение". В нижеследующем определении:
ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий, так и обучаемый в их совместной деятельности
Прекрасное определение! По отношению к нашей проблеме это значит, что мама не давит на ребёнка, а распознаёт его желания и потребности, и таким образом ненавязчиво передаёт ему знания, умения, благодаря чему у счастливого дитя усваиваются эти знания и навыки совершенно без усилий. В общем, я за обучение навыкам опрятности, а не за приучение к горшку. Разницу, думаю, вы и сами увидите к концу статьи.
Горшок до года.
В советские ругаемые времена возраст начала приучения к горшку не регламентировался строго. Достаточно расплывчато (на взгляд многих современных мам) рекомендовалось начинать знакомить ребёнка с "ночной вазой" тогда, когда он будет самостоятельно садиться и уверенно сидеть на попе. А это, как вы понимаете, у конкретного ребёнка может произойти в индивидуальные сроки - от 6 до 9 месяцев. Этот критерий и был главным и единственным критерием готовности ребёнка воспринимать "туалетную науку".
Далее родители действовали так:
- горшок держали в одном отведённом ему месте
- сажали ребёнка на горшок до и после сна, до и после еды, до и после прогулки
- не давали играть с горшком, как с игрушкой
- не держали на горшке долго
- не сажали на горшок насильно (если ребёнок, например, боялся горшка, как незнакомого предмета)
- не сажали на горшок слишком часто, а только тогда, когда ребёнок хочет оправиться.
Всё. Никаких избиений по поводу мокрых штанов. Никаких "как тебе не стыдно" по поводу "промахов". Ребёнок плавно обучается навыкам опрятности. Ему интересно, что писать и какать можно не только в штаны, но и - вот это да! - в забавную посудину. Потом ему станет интересно вынести за собой горшок с "делами". Потом ему интересно станет самому быстренько прибежать к горшку и сесть, пописать... Абсолютно сознательно. Осознанно. Если вы не слышали огорчённый рёв малыша после конфуза - вы не знаете, что значит "осознанно ходить на горшок"...
И всё это без нервотрёпки, о которой так любят сейчас твердить популярные продвинутые педиатры и начитанные (сочинениями этих педиатров) образованные мамы.
Следующий вариант... Как же его назвать?
Просто приучение.
После достижения ребёнком возраста 1,5 или 2,5 лет (см. предыдущую статью) начинается отучение ребёнка от "памперсов". Чаще всего это именно так, потому что постоянное ношение одноразовых подгузников отучает ребёнка от естественной гигиены. Потребность оставаться чистым (по Маслоу) напрочь игнорируется родителями, после 6 месяцев ребёнок привыкает "делать дела" под себя, и родители, педиатры и психологи с полной ответственностью заявляют, что ребёнок не может контролировать мочеиспускание и дефекацию. Ваше дело - верить или нет, - сейчас мы говорим, как от этого избавиться. И снова обучить ребёнка естественной гигиене...
Действовать родителям в этом случае рекомендуется (не мной) так:
- начинать приучать в тёплое время года
- начинать приучать в полном здравии
- приобрести "правильный" горшок
- для знакомства с горшком надо преподнести его, как игрушку
- объяснить, зачем этот предмет появился в доме
- снять (наконец) "памперс" и рассказать ребёнку, где у него попа и пися, и что он ими делает
- поставить горшок на видное место
- по паре минут в день усаживать на него в штанах и рассказывать, что на нём надо делать
- посадить на горшок куклу (плюшевого медведя) и рассказать, что он делает, и почему это же требуется от ребёнка
- если вы отправились в туалет сами по нужде - взять с собой ребёнка и своим примером показать, что надо делать на горшке
- если ребёнок случайно оправился в горшок (во время ваших объяснений) - бурно и продолжительно хвалить за это
- как только ребёнок перестанет бояться горшка, сажать его до и после сна, до и после еды, до и после прогулки
- следить за временем, и сажать на горшок, когда ребёнок не писал довольно долго
- постоянно напоминать ребёнку, что в мокрых и грязных штанах ходить неприятно, а лучше всего держать дитя без штанов...
Воооот... И всё это, конечно, без нервов. С улыбкой. С бездной терпения.
Говорят, что второй вариант быстрее приводит к результатам. Говорят, что второй вариант отнимает меньше сил и времени. Я бы, однако, не была столь радужно настроена. Одно только количество пунктов меня сильно удручает.
Но это не столь важно. Зато теперь вы можете выбирать: обучать навыку опрятности или приучать к горшку.