Мне тут уже задали вопрос – почему все сражения во Вселенной BattleTech ведутся почти что в упор? Вот на самом деле, я, конечно, не во все игры играл –из симуляторов только в MechWarrior-4 с дополнениями, но там хорошо было видно, что «мехи» ведут друг по другу огонь с дистанции… до 1000 метров. И только «клановское» оружие может доставать на такие дистанции! На самом деле, объяснений в Сети немало ходит, и я попробую разобрать некоторые из них. Тема, кстати, интересная, хотя я и не могу сказать, что знаю её очень и очень хорошо. Тем не менее…
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!
Самым популярным объяснением является то, что «технологии были утрачены военно-космическим способом», и потому люди (там, во Внутренней Сфере) могут худо-бедно строить «мехи», которые сильно уступают технике Кланов, могут кое-как летать по космосу, но вот сделать так, чтобы «мехи» могли стрелять (а главное – попадать) на дистанции более 800 метров – это уже какая-то фантастика. И, на самом деле, после того, как Александр Керенский увёл Силы Обороны Звёздной Лиги, не желая вступать в Гражданскую войны, в самой Звёздной Лиге тут же она и началась. И началась «весело, с огоньком», да с таким размахом, что потом «подсчитали – прослезились». Ибо палили друг по другу всем, что только под руку попадалось, а попадалось, кстати, разное, в том числе и термоядерные заряды. Ну и били не только по армиям (хотя и по ним, конечно, тоже), но и по городам, заводам, орбитальные верфям и всему, что только попадалось на глаза. Понятное дело, что Аресские соглашения были подписаны не просто так. И в книгах на самом деле видно, как именно обстоят дела в государствах Внутренней Сферы. Можно даже согласиться, что такие ограничения бортовых систем «мехов» могли быть сделаны намеренно, чтобы «не расслаблялись», а само оружие на самом деле, конечно, может и дальше стрелять. Кстати, на самом деле может. Я могу привести пример со старой доброй «винтовкой Мосина», калибром 7,62 и патроном 7,62*54мм. Дальность полёта пули – три километра. Убойность – два километра. А какой-то там PPС или большой лазер, или винтовка Гаусса бьёт всего на километр? Винтовка Гаусса, которая разгоняет свои снаряды до гиперзвука? Серьёзно? Понятное дело, что когда я играл, я пробовал стрелять без прицела – пока враг был дальше тысячи метров – и попадал, конечно…
Но, в этом объяснении есть пара проблем. Если ситуация во Внутренней Сфере нам более-менее понятна, то что у нас с Кланами? Нет, понятно, что у них тоже есть свои заморочки насчёт того, как надо воевать, но не пользоваться всеми возможностями своего оружия и техники? Самим ограничивать свои же силы? Как мне кажется, в своём стремлении побеждать как можно меньшими силами, пользуясь Сувороским принципом, что «Не числом, а умением», они, напротив, должны были доводить свои технологии до совершенства, не так ли? Кстати говоря, в книгах, например, в «Смертоносном наследстве», когда Фелан Келл впервые столкнулся с патрулём Клана Волка, он был очень неприятно удивлён – его оружие просто не причиняло машинам Кланов никакого вреда. Он почти довёл своего «Волкодава» до перегрева – а у них проблем не было вовсе. А в игре – всех преимуществ, только «дальность +200 метров». Странно, не так ли?
А на самом деле, как мне кажется, объяснение гораздо проще и прозаичнее… Как и многие Вселенные, что стали книжными сериями, BattleTech берёт своё начало от настольной игры. И вот тут и надо искать решение задачи. Как известно, в настольной игре, всё действие происходит на столе. У нас есть игровое поле с гексагональными «метками», по которым перемещаются миниатюры «мехов», есть правила и кубики. Так вот, например, у нас «рост» «меха» – шесть сантиметров (ну, я их просто не видел «вживую»), на какое тогда расстояние будет стрелять его оружие? Напомню, что сейчас лазеры – например, тот же «Пересвет» может «доставать» цели и на орбите. И понятно, что если в том же масштабе попробовать сделать хотя бы пять-шесть километров… Играть придётся не на столе от пинг-понга (или ещё меньше), а… например, в школьном спортзале, на полу. И «мехи» будут палить друг по другу… аккурат через весь зал. Вопрос – кому будет интересно так играть? Я вот не пробовал, но мне бы такое точно не понравилось…
Кстати говоря, вот я не знаю, дело в том, что переводы «Армады» полны «косяков» и «приколов», но – в первом романе про Эйдена Прайда, есть очень хорошие слова…
«Эйден уточнил расстояние до «Вурдалака», планируя свои действия. Далековато. Надо подпустить поближе. РДД отсюда, пожалуй, достанет, но смысла нет. Разве что пугнуть. Впрочем, зачем? Развернувшись, Эйден пошел на сближение.»
Что мы тут видим? Точнее, чего мы тут НЕ видим? Расстояния до машин противника. И это на самом деле очень интересно. Просто, автор, конечно, мог бы написать про тысячу метров, например, мотивируя это тем, что из-за какой-нибудь холмистой местности, по противнику нельзя было стрелять (давайте не будем забывать, что все эти лазеры, PPС и «Гауссы» могут стрелять только прямой наводкой), но – дистанции тут не указаны. Тем более, что местность типа «степь до горизонта» тоже вполне себе реальна. Кстати говоря, если брать вторую Аттестацию Эйдена (ну, косячник он был, да!), то там с дистанциями тоже всё довольно интересно. Там указано только одно расстояние – шестьсот метров. Но это не расстояние от машины Эйдена до противника. Это расстояние от головной машины противника до машин, что шли за ней. А дистанции, с которой Эйден и Жеребец стреляли по этому «Призывающему» (вроде он так на самом деле называется, да?) – по-прежнему не было…
Так вот, конечно, можно говорить о том, что «люди пролюбили большую часть технологий» – и да, это на самом деле так. Можно говорить о том, что они почти ничего не производят, и построить тот же корабль-«прыгун» – то ещё событие. И это тоже будет правдой. Но точно так же назревает вопрос – а что же тогда Кланы, придя во Внутреннюю Сферу, просто не перестреливали «мехов» Сферы с пяти-шести километров? Или они на самом деле по какой-то причине тоже занижали характеристики своей техники? Вот в это я, извините, не верю. А вот в ограничения «настолки» – верю, тем более, что это вполне себе есть – например, к «Вахе», которая, как известно, тоже от «настолки» пошла, даже есть объяснение, например, про космическую стратегию, почему там всё так близко… Исключительно, чтобы можно было корабли уместить на одном поле… Точно так дела и здесь обстоят…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!