Великую Отечественную войну бывший подпоручик царской армии Василий Иванович Кузнецов встретил в должности командующего 3-й армии Западного военного округа. Она дислоцировалась под Гродно, на «Белостокском выступе».
В составе 3-й армии были 4-й стрелковый корпус (три дивизии); 11-й мех корпус (2 танковых и 1 моторизованная дивизии); 11-я авиадивизии; отдельная артиллерийская бригада и 2 артиллерийских полка.
К сожалению, вся эта грозная сила в первые же дни войны попала в окружение и была вынуждена с боями прорываться из него, в условиях полного господства противника в воздухе. Стратегическую инициативу немцы тоже крепко держали в своих руках.
Разные дороги – разные судьбы
Ранним утром 28 июня отступающим колоннам удалось выбить немецкий отряд из состава 5-й пехотной вермахта из села Пески и взять под свой контроль единственный моста через реку Зельвянку на всем её протяжении до Немана.
После перехода через эту реку одна часть войск пошла на восток, к Минску. Другая – на юго-восток, к Слониму.
Штаб 4-го стрелкового корпуса, двигавшийся по второму маршруту, в районе Деречина попала под авианалёт и сильный обстрел из танковых и обычных орудий. Командир корпуса генерал-майор Евгений Егоров был ранен и 29 июня был взят в плен немецкими танкистами.
Осенью 1941 г. он пошёл на сотрудничество с немцами, принимал участие в вербовке военнопленных в лагерях. Однако в 1942 г. отказался от дальнейшего сотрудничества и вернулся в статус военнопленного. После войны англо-американцы передали его СССР советскому командованию. После долгого разбирательства, в 1950 г. Е.А. Егоров был осуждён и расстрелян.
Возможно, ничего этого не было бы, если бы генерал Егоров выбрал дорогу на Минск. Потому что большая часть войск, шедших по ней, пробилась из окружения.
11-й мехкорпус генерала Мостовенко испытал трудности с переправой через реку Щару мосты были взорваны, а в деревнях, расположенных у этих мостов, уже хозяйничали немцы. Солдаты захватили остатки одного из взорванных мостов через Щару, и спешно выстроили на них временный мост.
Грузовики он выдержал, а вот под тяжестью танка – рухнул. Вброд удалось перегнать через реку только несколько танков Т-34. Остальные боевые машины пришлось бросить – подорвать, сжечь, утопить.
Далее им пришлось вступить в бой с перекрывшим дорогу у Зденцоля передовым отрядом 35-й пехотной дивизии вермахта. Немцы оценили силы атакующих в усиленный мотострелковый полк. Тяжёлый бой продолжался полдня 29 июня. Немцы смогли отстоять свои позиции, но понесли большие потери и заслоном уже выступить не могли. Их просто опрокинули, за малочисленностью и пошли дальше на восток.
Теряя в боях и из-за поломок свой транспорт и тяжёлое вооружение, остатки 11-го мехкорпуса продвигались и преодолевали сопротивление немцев.
Миф о том, что окружённые на «Белостокском выступе» советские войска массово сдавались в плен и слабо сопротивлялись, опровергается донесением штаба германской группы армий «Центр» от 30.06.1941:
«Местность в районе Слоним, Волковыск, Гайновка, Пружаны, включая район Надль Замоски (вост. Добровка), сев.-вост. Новы Двур и западнее Колесце в общем очищена от противника. Захвачено много трофеев, различное оружие (главным образом артиллерийские орудия), большое количество различной техники и много лошадей. Русские несут громадные потери убитыми, пленных мало».
Командарм возглавил прорыв из окружения лично
После прорыва из белостокского окружения остатки 3-й армии, уже во главе с её командующим генералом Кузнецовым, попали в новое окружение – уже под Минском. Но и из этого котла они вырвались.
Окружение было создано прорывом Гота в Минск. Генерал Василий Кузнецов объединил под своим командованием оставшиеся части и лично повёл их на прорыв. Всем был доведён его приказ:
«Всем прорываться на юг в районе станции Фаниполь, затем повернуть на юго-восток в общем направлении на Бобруйск, Гомель, где соединиться с частями Красной армии. Выход начать в ночь с 1 на 2 июля».
По воспоминаниям ветеранов, Василий Иванович проявил завидное хладнокровие при решении этой задачи – был спокоен, собран и абсолютно уверен в успехе дела.
К тому времени в дивизиях ещё оставалась артиллерия, и она была эффективно использована. Прорыв из окружения прошёл успешно: были даже подбитые немецкие танки, и бойцы Кузнецова пригнали с собой толпу пленных немцев.
🔵 Маршал СССР, который был расстрелян 23 февраля, в день Красной Армии- что он сделал?
Генерала Дмитрия Карповича Мостовенко судьба занесла в декабре 1943 года в сформированное на территории СССР Войско Польское, так что он стал окончил войну в звании польского генерала бро́ни (соответствует нашему званию генерал-полковник).
Василий Иванович Кузнецов прошёл всю войну, и в 1945 году, будучи командующим 3-й ударной армией 1-го Белорусского фронта в Берлинской наступательной операции, получил звание Героя Советского Союза.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, в чём главная причина попадания крупных советских группировок в окружение, на момент лета 1941?