Автор этого блога - заядлый речной круизник. На водах матушки-России я путешествую с 1989 года, то есть начала круизную летопись, будучи младше, чем мой сын сейчас. Прошла всю Волгу, судоходную (тогда еще от Рязани и до Нижнего) Оку, низовья Дона, Неву и Свирь, Каму - в общем, проще сказать, в каких круизах по России я не была. Не была только на Соловках и в Уфе. Из зарубежных стран - ходила в Украине в круиз по Днепру и Черному морю, причем дважды. Вот где вообще не была, увы - так это в Западной Европе. Как соберусь - то пандемия, то политический кризис. Ну ничего, надеюсь, все впереди.
А мы сегодня поговорим о своем Отечестве. В том числе коснемся и памяти Владимира Ильича Ленина - ведь речь снова пойдет об Ульяновске, только уже о современном.
В годы СССР, помнится, ни один круиз по Средней Волге не обходился без стоянки в Ульяновске. Этот город считался святыней - потому что фактически представлял собой город-музей Ленина. Помнится, только отдадут трап - как туристов сразу забирали на экскурсию по ленинским местам. У меня даже есть фотография с экскурсии по Ульяновску, "парадная", сделанная специальным "туристическим" фотографом.
А в прошлом году мои мальчики, муж и сын, решили пройти наконец Среднюю Волгу от Самары до Казани, где ранее они еще ни разу не были. "И хорошо бы посетить Ульяновск", - сказал глава семейства таким тоном, что мы поняли: это приказ. Однако неожиданно оказалось, что найти теплоход, который бы останавливался на родине Ленина, как сказал бы сам Ильич, архисложно. За весь сезон нашлось только два рейса. По сроку отпуска у мужа (у меня, как у педагога, отпуск два месяца, но идти в круиз мы хотели непременно всей семьей) один из них, по счастью, подходил нам.
И вот на теплоходе "Хирург Разумовский", который прошлым летом еще ходил от самарской судоходной компании "Спутник-Гермес", мы прибыли наконец в Ульяновск. Туристам нашего теплохода на выбор предложили две экскурсии: ту, на которую пошли мы и о которой я уже писала - "Честное купеческое", а также "Авиационная столица" - на Ульяновский завод "Авиастар", бывший Ульяновский авиационно-промышленный комплекс им. Д. Ф. Устинова. Наша экскурсия включала в том числе и пешую прогулку с гидом по центру города, где мы и спросили, почему речные теплоходы стали в Ульяновске редкими гостями.
Гид был с нами честен и признался, что причина экономическая. Город стал жить гораздо беднее, чем он жил при СССР. Памятников древности в Ульяновске практически нет, даже православных храмов и монастырей уцелело очень мало, можно даже сказать - ничтожно мало. Музей Ленина современным россиянам не так уж и интересен, только вот если какая туристическая компания не предусмотрит специальный тур "Ностальгия по СССР". Иностранцы более активно посещали ленинские места - выше вы видите фото с борта теплохода с видом на речной вокзал Ульяновска, сделанное как раз пожилым американским туристом - но пришла пандемия. В общем, простите за грубоватую цитату, "сборов тигры больше не делают".*
А речному порту тем временем надо тоже как-то жить, вернее сказать - выживать. Вот он и поднял стоимость стоянки до немыслимых масштабов, и пароходства одно за другим, даже матерые гиганты типа "Водохода", стали отказываться от идеи в ходе круизов заходить в Ульяновск.
Но это несправедливо. В городе есть что посмотреть. Думаю, что мой рассказ о симбирских купцах - тому подтверждение. Позже я еще расскажу, что интересного можно узнать в ходе поездки в Ульяновск, куда можно прибыть не только по Волге, но и, например, поездом.
Продолжение следует!
__________
*Цитата из фильма "Укротительница тигров" (СССР, 1954, режиссеры Н. Кошеверова и А. Ивановский).