Найти в Дзене

Почему "Чёрный квадрат" это искусство

Оглавление

Первая мысль при взгляде на самую известную и провокационную картину ХХ века: так может каждый! И тем не менее, ни один человек за многовековую историю искусства до Малевича этого не сделал.

Казимир Малевич творил в эпоху авангарда, когда новые стили в живописи и сообщества художников возникали как грибы после дождя: лучизм, кубизм, абстракционизм, футуризм и прочие ИЗМЫ. Наш герой работал в разных направлениях, но ни один из них не отражал его взгляд на реальность, поэтому он разработал свой стиль - супрематизм.

  • Супрематизм от латинского suprem — главенство, изначально означало превосходство цвета над другими элементами, а позднее господство над всеми стилями.

Главное произведение супрематизма - «Черный квадрат» до сих пор вызывает много споров среди профессионалов и любителей искусства. Давайте вместе попытаемся разобраться зачем художник это сделал и что хотел этим сказать всему миру.

С чего всё начиналось

Картина была написана специально для выставки художников-футуристов «0,10», которая открылась в Петербурге 19 декабря 1915 года.

Помимо «Чёрного квадрата» Малевич показал еще 39 работ, но они были не важны, а скорее служили фоном. Художник сам заявил об этом развеской работ: Черный квадрат висел на самом видном месте, в «красном углу», где в русских домах, согласно православной традиции вешали иконы. Многие восприняли картину как антихристианский жест, а сегодня бы его просто посадили в тюрьму за оскорбление чувств верующих.

Выставка 0,10
Выставка 0,10

Что же хотел сказать автор?

Казимир Малевич не просто верил, а свято веровал, что супрематизм станет главным направлением в искусстве и даже придумал свой художественный язык, взамен уже существующему.

  • У каждого языка есть алфавит для всего изобразительного искусства он един и строится на перспективе, объеме и эмоциональной выразительности. Его придумал итальянский художник Джотто ди Бондоне в начале 14 века, перешагнув от плоскостного пространства иконописи к объемной живописи.

Алфавит Малевича совсем другой, созданный из простых форм и чистых цветов и “Чёрный квадрат” главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.

Выбор был не случайным. Квадрат, потому что это первоформа, из него всё состоит, например, «Чёрный крест» и “Черный круг” – следующие знаковые работы Малевича после квадрата. Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Казимир Малевич. "Чёрный крест" 1915 г.  Центр Помпиду, Париж.
Казимир Малевич. "Чёрный крест" 1915 г. Центр Помпиду, Париж.

Казимир Малевич. "Чёрный круг" 1923 г. ГРм
Казимир Малевич. "Чёрный круг" 1923 г. ГРм

Черный цвет тоже не случаен, согласно законам физики, он поглощает свет и состоит из всех основных цветов разом.

Опираясь на свою азбуку Малевич создаёт новые слова - картины. Он комбинирует простые формы разных оттенков в сложные и очень сложные сочетания.

Казимир Малевич. Супрематизм 1915 г. ГРм
Казимир Малевич. Супрематизм 1915 г. ГРм

Все свои эксперименты он описал в труде под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Часть этих статей издаются и сейчас, их можно прочитать.

-6

А так ли прост этот квадрат?

И квадрат ли он?

Чёрный квадрат 1915г. ГТг
Чёрный квадрат 1915г. ГТг

Согласно тщательному изучению искусствоведами и реставраторами. Стороны квадрата НЕ равны, а противоположные стороны НЕ параллельны друг другу. Скорее всего, художник сделал это чтобы избежать перспективных сокращений, на выставке картина висела под самым потолком. На репродукции этого не заметно, но в в живую очень бросается в глаза и приковывает взгляд.

-8

Такой уж он чёрный?

Химический анализ картины показал, что Малевич использовал три краски – жженая кость, чёрная охра и земля темно-зеленого оттенка (названия красок того времени, некоторые из этих цветов можно встретить и сейчас). Для бархатного матового эффекта картины к краскам Малевич примешал МЕЛ.

На полотне видны трещины - кракелюры, сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. А под ней еще одна. Всего на самом первом черном квадрате изображено три картины. этакая живописная матрёшка. Искусствоведы любят рассматривать это явление как развитие или эволюцию. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.

По моему скромному мнению, это случайность (единственная в этой истории). Так бывает. Художник долго размышлял над идеей, придумал иииииии под рукой не оказалось готового холста. Не будем забывать о том, что такого изобилия материалов как сейчас сто лет назад не было. Холсты приходилось самостоятельно натягивать на подрамник, а это дело не быстрое. А еще проклейка и грунтовка. В таких ситуациях в ход идут картины, которые художник считает неудачными.

Казимир Малевич 1924 г.
Казимир Малевич 1924 г.

Всего существует 4 «Чёрных квадрата» все они созданы в течении 15 лет и, как ни странно совершенно разные. Наибольший интерес представляет самый первый экземпляр (о нём и речь), ему любят предписывать сильную энергетику и прочую эзотерическую чушь. На самом деле секрет таится в удачном подборе чёрного и белого оттенков (о чём я писала раньше)

Чёрный квадрат 1923 г. ГРм
Чёрный квадрат 1923 г. ГРм
Чёрный квадрат 1932 г. Эрмитаж
Чёрный квадрат 1932 г. Эрмитаж

Зачем так много?

Художник эксперементировал с формой и цветом квадратов. Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру, другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий.

Я видела все три квадрата из репродукций. Четвёртый хранится в запасниках Третьяковской галереи и не доступен к просмотру. Поверьте. Они все максимально разные :)

Так всё же искусство или нет?

Идеи Малевича не остались внутри его холстов. Художественный язык, супрематизма перевернул взгляд на мировое искусство и дал импульс для дальнейшего развития архитектуры, театра, полиграфии и промышленного дизайна, что ставит "Чёрный квадрат" в ряд самых значимых произведений искусства.

#Казимир Малевич #чёрный квадрат #авангард #супрематизм #искусство просто #искусство детям #измы #футуризм