Первая мысль при взгляде на самую известную и провокационную картину ХХ века: так может каждый! И тем не менее, ни один человек за многовековую историю искусства до Малевича этого не сделал.
Казимир Малевич творил в эпоху авангарда, когда новые стили в живописи и сообщества художников возникали как грибы после дождя: лучизм, кубизм, абстракционизм, футуризм и прочие ИЗМЫ. Наш герой работал в разных направлениях, но ни один из них не отражал его взгляд на реальность, поэтому он разработал свой стиль - супрематизм.
- Супрематизм от латинского suprem — главенство, изначально означало превосходство цвета над другими элементами, а позднее господство над всеми стилями.
Главное произведение супрематизма - «Черный квадрат» до сих пор вызывает много споров среди профессионалов и любителей искусства. Давайте вместе попытаемся разобраться зачем художник это сделал и что хотел этим сказать всему миру.
С чего всё начиналось
Картина была написана специально для выставки художников-футуристов «0,10», которая открылась в Петербурге 19 декабря 1915 года.
Помимо «Чёрного квадрата» Малевич показал еще 39 работ, но они были не важны, а скорее служили фоном. Художник сам заявил об этом развеской работ: Черный квадрат висел на самом видном месте, в «красном углу», где в русских домах, согласно православной традиции вешали иконы. Многие восприняли картину как антихристианский жест, а сегодня бы его просто посадили в тюрьму за оскорбление чувств верующих.
Что же хотел сказать автор?
Казимир Малевич не просто верил, а свято веровал, что супрематизм станет главным направлением в искусстве и даже придумал свой художественный язык, взамен уже существующему.
- У каждого языка есть алфавит для всего изобразительного искусства он един и строится на перспективе, объеме и эмоциональной выразительности. Его придумал итальянский художник Джотто ди Бондоне в начале 14 века, перешагнув от плоскостного пространства иконописи к объемной живописи.
Алфавит Малевича совсем другой, созданный из простых форм и чистых цветов и “Чёрный квадрат” главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.
Выбор был не случайным. Квадрат, потому что это первоформа, из него всё состоит, например, «Чёрный крест» и “Черный круг” – следующие знаковые работы Малевича после квадрата. Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.
Черный цвет тоже не случаен, согласно законам физики, он поглощает свет и состоит из всех основных цветов разом.
Опираясь на свою азбуку Малевич создаёт новые слова - картины. Он комбинирует простые формы разных оттенков в сложные и очень сложные сочетания.
Все свои эксперименты он описал в труде под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Часть этих статей издаются и сейчас, их можно прочитать.
А так ли прост этот квадрат?
И квадрат ли он?
Согласно тщательному изучению искусствоведами и реставраторами. Стороны квадрата НЕ равны, а противоположные стороны НЕ параллельны друг другу. Скорее всего, художник сделал это чтобы избежать перспективных сокращений, на выставке картина висела под самым потолком. На репродукции этого не заметно, но в в живую очень бросается в глаза и приковывает взгляд.
Такой уж он чёрный?
Химический анализ картины показал, что Малевич использовал три краски – жженая кость, чёрная охра и земля темно-зеленого оттенка (названия красок того времени, некоторые из этих цветов можно встретить и сейчас). Для бархатного матового эффекта картины к краскам Малевич примешал МЕЛ.
На полотне видны трещины - кракелюры, сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. А под ней еще одна. Всего на самом первом черном квадрате изображено три картины. этакая живописная матрёшка. Искусствоведы любят рассматривать это явление как развитие или эволюцию. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.
По моему скромному мнению, это случайность (единственная в этой истории). Так бывает. Художник долго размышлял над идеей, придумал иииииии под рукой не оказалось готового холста. Не будем забывать о том, что такого изобилия материалов как сейчас сто лет назад не было. Холсты приходилось самостоятельно натягивать на подрамник, а это дело не быстрое. А еще проклейка и грунтовка. В таких ситуациях в ход идут картины, которые художник считает неудачными.
Всего существует 4 «Чёрных квадрата» все они созданы в течении 15 лет и, как ни странно совершенно разные. Наибольший интерес представляет самый первый экземпляр (о нём и речь), ему любят предписывать сильную энергетику и прочую эзотерическую чушь. На самом деле секрет таится в удачном подборе чёрного и белого оттенков (о чём я писала раньше)
Зачем так много?
Художник эксперементировал с формой и цветом квадратов. Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру, другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий.
Я видела все три квадрата из репродукций. Четвёртый хранится в запасниках Третьяковской галереи и не доступен к просмотру. Поверьте. Они все максимально разные :)
Так всё же искусство или нет?
Идеи Малевича не остались внутри его холстов. Художественный язык, супрематизма перевернул взгляд на мировое искусство и дал импульс для дальнейшего развития архитектуры, театра, полиграфии и промышленного дизайна, что ставит "Чёрный квадрат" в ряд самых значимых произведений искусства.
#Казимир Малевич #чёрный квадрат #авангард #супрематизм #искусство просто #искусство детям #измы #футуризм