Гребное колесо — вид движителя, используемый с древних времен для приведения в движение лодок и кораблей. Представляет собой большое колесо, снабженное лопастями, которые погружаются в воду.
Гребное колесо по строению идентично водяному колесу, с той лишь разницей, что не вода приводит колесо в движение, а колесо используется для движения.
Существовало две основных разновидности гребных колес: кормовые, расположенные за кормой судна и бортовые, попарно размещавшиеся с боков корабля. Роберт Фултон на своем пароходе "Demologos" применил оригинальное решение - спрятал колесо диаметром 5 метров между двумя полукорпусами, защищая его тем самым от артиллеристского огня. Хотя первый в мире паровой боевой корабль развивал среднюю скорость 5 узлов, а максимальную 7, он был закончен уже после окончания Англо-Американской войны и смерти своего создателя. Развития данная конструкция не получила.
Гребные колеса, приводимые в движение с помощью паровых машин, были преобладающими двигательными устано