КПД гребного колес составляет около 30 %, а винта — около 70 %. Почему же чаще использовали гребные колеса?
В сущности, своим появлением на свет пароход обязан гребным колесам, их применению в качестве движителя — механизма, преобразовывающего работу двигателя (паровой машины) в поступательное движение судна.
Первая удачная попытка использования па судне с механическим двигателем винтового движителя относится к 1804 г Американец Дж. Стивенс построил двухвинтовую паровую лодку «Литтл Юлиана» длиной 7,6 м. Форма лопастей винтов Стивенса близка к форме современных гребных винтов.
Несмотря на относительный успех первых опытов, развитие винтовых движителей задержалось на 30 с лишним лет с момента их появления. Причинами этого были, во-первых, низкая частота вращения паровых машин того времени и, во-вторых совершенствование колесных движителей. Гребные колеса продолжали с успехом применяться не только на речных, но и на морских судах.
Соперничество колеса и винта было длительным. Но в 1843 г