Безопасность на рыбалке имеет очень большое значение, особенно это относится к ловле с лодки. И совершенно не важно ловит рыболов в одиночку, либо с кем-то еще. В любом случае, во время такой рыбалки, произойти может все, что угодно, к примеру можно выпасть из лодки за борт, проколоть надувную лодку-ПВХ, попасть в аварию на воде (столкновение с другими судами), столкнуться с неисправностью лодочного мотора или потерять весла и дрейфовать на крупном водохранилище, и т.п.
Во всех перечисленных случаях совсем не лишним, а в соответствии с приказом МЧС России от 6 июля 2020 года № 487 "Об утверждении правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" , вступившим в силу с 1 января 2021 года, еще и обязательным (ведем речь о лодках, длиной до 4 метров) является использование индивидуальных спасательных средств. Они должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
Короче говоря, для обеспечения безопасности при передвижении по воде, на любом плавательном средстве должны быть спасательные жилеты. И за их отсутствие, либо не соответствие условиям эксплуатации, а также неправильное использование, к примеру, расстегнутым креплениям, накладывается административная мера в виде штрафа.
Говоря о самых массовых в использовании рыболовных лодках и катерах до 4 метров жилеты должны быть всегда надеты, на всех лиц присутствующих на борту. Если же длина судна превышает 4 метра, то передвижение возможно без надевания жилета, но при наличии его на борту в количестве соответствующем числу находящихся на нем лиц.
Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, по согласованию с другими органами при этом, разработаны требования закрепленные ГОСТом Р 58108-2019 , в котором даны основные определения и требования к индивидуальным спасательным средствам.
По новым правилам утверждены следующие типы спасательных жилетов, разделенные по уровню плавучести: УП-50, УП-100, УП-150.
• УП-50 – страховочные плавательные средства, которые можно применять не дальше, чем 500 м от берега, в водоемах, где высота волны менее 0,25 м.
• УП-100 – спасательные средства для использования во внутренних водных путях или в море не дальше 12 миль от берега. При этом есть ограничения по высоте волны – она не должна превышать 2 м.
• УП-150 – подходят для морских районов плавания.
Основные требования к спасжилетам по ГОСТ:
• Жилет должен иметь светоотражающие элементы, расположенные на надводной части спасательного средства. При этом они должны располагаться так, чтобы их было видно сверху и со всех сторон вокруг.
• Надводная видимая часть спасательного средства должна быть заметна издалека. Для этого жилет изготавливают из материалов ярких расцветок – оранжевого или ярко-красного.
• Спасжилеты должны быть оснащены паховым ремнем.
• Спасательный жилет должен иметь фактический уровень плавучести, указанный на маркировке.
За соблюдением всех вышеперечисленных правил и требований осуществляет контроль ГИМС. В каждом, отдельно взятом регионе инспекторы, могут трактовать эти правила по своему, давая те или иные незначительные послабления.
Для того, чтобы обезопасить себя на воде и соблюсти требования правил пользования маломерными судами, мной было принято решение приобрести пару спасательных жилетов.
Выбирал по соотношению цены и качества исходя из отзывов, а также соответствия предъявляемым требованиям, подходящим под действующий ГОСТ.
Жилеты заказывал из интернет-магазина с доставкой, по цене ниже рыночной.
Оба жилета пришли в одном заказе, упакованные в обычную рулонную пленку.
Первым расскажу о спасательном жилете от компании "Фрегат". Название модели "Лоцман" до 120 кг (размер, как я понял 52-56 (100 кг), но явно не 56-58, как в размерной таблице.
"Лоцман", двухсторонний жилет (ярко-оранжевый с одной стороны и камуфлированный с другой).
В нижней части жилета размещены отдельные его части, выравнивания по талии и удобства в сидящих в лодке.
Жилет именно спасательный, со всеми присущими такому типу жилетов атрибутами.
Тут и воротник-подголовник, и паховый ремень, и петля для удержания со спины, и свисток на шнурке, отражатели:
Данный спасательный жилет может изменять размер в зависимости от натяжения ремней.
Высокий подголовник должен хорошо удерживать голову человека на плаву, лицом вверх.
Карманы пригодятся при любом раскладе.
Второй жилет производит компания "Poseidon-fish" до 120 кг. Название модели "ЖС-ПФ120".
"ЖС-ПФ120", двухсторонний жилет (ярко-оранжевый с одной стороны и камуфлированный с другой)
Спасательный жилет классической формы, в особенности удобен в положении сидя в лодке. Это возможно за счёт разделённых нижних частей жилета.
Как и предыдущий жилет, "ЖС-ПФ120" имеет все признаки для соответствия спасательному. Среди них воротник-подголовник, паховый ремень, петля для удержания со спины, свисток на шнурке, отражатели:
С помощью ремней можно подогнать жилет под необходимый размер, по одежде ориентир 52-58, диапазон широкий.
Широкие отверстия для рук по обеим бокам жилета, делают его использование вполне удобным и свободным. Подголовник высокий, что позволит удерживать голову человека на плаву, и не даст захлебнуться.
На передней части жилета размещены пара карманов на молнии.
Оба спасательных жилета, на первый взгляд показались удобными и оправдали первые ожидания и по качеству исполнения, и по легкости. Материалом верха служит современное синтетическое покрытие с влагозащитой "Oxford", а в качестве наполнителя - пенополиэтилен. Главное, все правильно отрегулировать, с ремнями это просто сделать.
При смене сторон обоих жилетов, ремни следует переоснащать на используемую сторону.
Обкатал один из жилетов на воде, неудобств не ощущал!
Не стоит забывать, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих!
Также, ознакомьтесь со статьей "О правилах безопасности при береговой ловле", новичкам обязательно к прочтению!
Друзья, если вам понравилась статья и заинтересовал мой канал, ставьте ЛАЙК и кликайте на кнопку "Подписаться".
Будет много интересного!
С уважением, В. Соколов