Некоторые люди не решаются задавать вопросы на библейском занятии. Может быть, они думают, что сорвут урок. Может, они боятся, что другие посчитают их невежественными и несведущими. По той или иной причине, но их вопросы остаются незаданными — и без ответов. Знающие преподаватели, однако, приветствуют вопросы. Они понимают, что вопросы являются важной частью процесса обучения. Если ученик задает вопросы, это говорит о том, что он думает. Искренний вопрос указывает на то, что спрашивающий готов учиться.
Иисус отправился в свое последнее путешествие в Иерусалим и шел вдоль восточного берега реки Иордан в окружении паломников, державших путь на праздник Пасхи. Во время путешествия Он постоянно учил (Мк. 10:1). И Ему постоянно задавали вопросы Его враги (Мф. 19:3, 7), Его ученики (Мф. 19:25, 27; Мк. 10:10) и другие люди (Мф. 19:16, 20). Хотя мысли Христа были заняты ожидавшим Его крестом (Лк. 12:50; Мф. 20:17-19), Он не отказывался отвечать на вопросы. На все был дан ответ. Ни один из спрашивавших не мог сказать: “Учитель проигнорировал меня. Ему все равно”.
В этом уроке рассматриваются некоторые вопросы, заданные во время того судьбоносного путешествия. Может быть, ответы, данные Иисусом, помогут вам разрешить и ваши вопросы. По крайней мере, вы поймете, что нет ничего плохого, если у вас есть вопросы, — и что Господь поможет вам найти ответы.
О РАЗВОДЕ
Вопрос фарисеев (Мф. 19:3; Мк. 10:2)
В пути Христа сопровождали Его закоренелые враги — фарисеи. Незадолго до того они спросили Его, “когда придет Царство Божие” (Лк. 17:20). Теперь они остановили Его другим вопросом. “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?»” (Мф. 19:3). Чаще всего люди задают вопросы, когда им действительно нужно получить ответ, но иногда вопрос задается с тайной целью. Этот вопрос был ловушкой — ловушкой, которая могла захлопнуться с нескольких сторон.
По закону Моисея, если муж нашел в своей жене “что-нибудь противное”, он мог написать ей “разводное письмо” и отпустить ее (Втор. 24:1). Знатоки закона разделились между собой относительно того, что имелось в виду под словами “что-нибудь противное”. Существовали две основные школы мысли: школа Гиллеля и школа Шаммая. Представители школы Гиллеля считали, что слова Моисея разрешали мужу разводиться с женой по любому незначительному поводу: если, например, у нее подгорел хлеб или если он нашел кого-то привлекательнее или моложе. Сторонники школы Шаммая учили, что причиной для развода может быть лишь сексуальная неверность. Фарисеи полагали, что Христу придется занять одну из этих позиций, вызвав таким образом отчуждение тех, кто придерживался противоположных взглядов.
Кроме того, Иисус ранее уже высказывался против развода (Мф. 5:31, 32). Если бы фарисеям удалось доказать, что Он был не согласен с учением Моисея, тогда они смогли бы дискредитировать Его в глазах народа. Они рассуждали так: каким бы ни был ответ Христа, Он бы этим ответом в любом случае обвинил Сам Себя. Ситуация была весьма опасной.
Ответ Иисуса (Мф. 19:3-6; Мк. 10:6-9)
На занятиях я с радостью отвечаю на вопросы, — но только не на вопросы о разводе. Если бы на уроке первый вопрос касался этой темы, я бы воскликнул: “Для начала спросите что-нибудь полегче!” Однако Иисус не замедлил дать ответ. Он избежал ловушки, отказавшись присоединиться к какой-либо школе мысли того времени. Вместо этого Он обратился к изначальному Божьему замыслу о браке, о котором говорится в Быт. 1 и 2:
«Он сказал им в ответ: “Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчиной и женщиной сотворил их?” И сказал: “Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает”» (Мф. 19:4-6).
Вопрос фарисеев касался того, что Моисей написал во Втор. 24. Христос напомнил им, что Моисей написал об этом ранее. Так Он показал, что Его слова не противоречат учению великого вождя.
Вопрос фарисеев (Мф. 19:7)
Раздосадованные, фарисеи спросили: “Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?” (Мф. 19:7). Другими словами, “Если Бог желал, чтобы брак был нерушимым, тогда почему Моисей написал Втор. 24:1-4?”
Ответ Иисуса (Мф. 19:8, 9)
Иисус отвечал: “Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так” (Мф. 19:8). Фарисеи утверждали, что Моисей заповедал разводиться (ст. 7), но Христос сказал, что Моисей позволил давать развод (ст. 8) — а это большая разница.
“С самого начала” Библии ясно, что, по замыслу Божьему, брак должен быть нерушимым (ст. 8; Быт. 2:24). В конце Ветхого Завета Бог сказал: “Я ненавижу развод” (Мал. 2:16; Современный Перевод). Если это так, тогда почему вообще было позволено разводиться? Иисус сказал, что из-за их “жестокосердия”. Иногда детям разрешают вольности, которых не потерпят от взрослых. Так и Бог в Своих отношениях с израильтянами поначалу допускал то, что на самом деле не одобрял. Вспомним Деян. 17:30: “Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться”.
Если фарисеи думали, что смогут заставить Иисуса отказаться от Своего предыдущего учения о разводе (Мф. 5:31, 32), то они ошибались. Он повторил то, что говорил ранее, добавив одно исключение: “Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует” (Мф. 19:9).
Фарисеям снова не удалось заманить Иисуса в ловушку. Без сомнения, они опять ушли с красными от гнева лицами.
Вопрос учеников; ответ Иисуса; вопрос учеников (Мк. 10:10-12; Мф. 19:10)
Позже, когда Христос остался наедине со Своими учениками, они продолжили задавать Ему вопросы на эту тему (Мк. 10:10). Иисус повторил сказанное Им по поводу развода мужа с женой: “Кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее” (Мк. 10:11). Затем Он расширил эту мысль, включив в нее тот случай, когда жена разводится с мужем: “И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует” (Мк. 10:12). У иудеев развод считался прерогативой мужчины, но при определенных обстоятельствах женщина могла обратиться в суд и потребовать от своего мужа разводное письмо. Среди язычников разводы по инициативе женщины были более распространенным явлением (1 Кор. 7:13).
В наше время люди не осознают, насколько категоричным было учение Христа о нерушимости брака, но это не ускользнуло от внимания учеников. Они сказали: “Если такова обязанность мужа к жене, то лучше не жениться” (Мф. 19:10). Другими словами, “лучше совсем не жениться, чем оказаться в ловушке несчастливого брака”. Несведущие в Библии и мирские люди и сейчас рассуждают, что лучше сожительствовать в блуде, чем заключать на всю жизнь брак.
Ответ Иисуса (Мф. 19:11, 12)
Иисус ответил: “Не все вмещают слово это, но кому дано” (ст. 11). Этому “слову” предшествует утверждение учеников о том, что “лучше не жениться”. Говоря, что “не все” могут принять это слово, Христос признал, что не каждый может жить в безбрачии. Сначала Он назвал тех, кто живет в безбрачии по своей природе (кто от рождения не способен к сексуальным отношениям; ст. 12), а затем упомянул тех, кого принудили к этому другие люди (кто был кастрирован; ст. 12).
Наконец Он назвал тех, “которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (ст. 12). Это не относится к тем людям, которые позволили искалечить свое тело; к телу нужно относиться с уважением как к “храму” Божьему (см. 1 Кор. 6:19; Рим. 12:1). Иисус говорил о тех, кто намеренно решил жить в безбрачии, чтобы посвящать все свое время служению Богу и людям (см. 1 Кор. 7:32-34). Это не означает, что находящийся в безбрачии более свят, чем состоящий в браке. В Евр. 13:4 говорится: “Брак у всех да будет честен”. Согласно Павлу, признаком отступничества будет “запрещение вступать в брак” (1 Тим. 4:3). “Кто может вместить, да вместит”, — сказал Иисус (Мф. 19:12). Если честно, то большинству из нас “не дано” (ст. 11) жить в безбрачии и не поддаться искушению; хорошо иметь мужа или жену (см. 1 Кор. 7:2, 7).
Можно резюмировать ответ Иисуса так: “Брак — это хорошо. Но вступающие в него должны понимать, что это на всю жизнь!”
О ДЕТЯХ
Дети важны
Во время остановки для отдыха матери принесли своих детей к Иисусу, чтобы Он благословил их. В этом не было ничего необычного: матери часто приносили своих детей к религиозным вождям, чтобы те помолились за них.
Ученики Христа начали укорять женщин. Может быть, они посчитали их поступок дерзким. А может, старались защитить Иисуса, у которого (по их мнению) были “дела поважнее”, чем пустая трата времени на детей. Но Иисус сказал ученикам с упреком: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19:14).
Сцена молящегося о детях Христа никого из родителей не оставит равнодушным: “И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк. 10:16). Г. Хестер пишет: “...помните, что дети в те времена не пользовались таким вниманием и уважением, как сейчас. То, что в наши дни к детям относятся с заботой и пониманием, можно с уверенностью считать непосредственной заслугой учений Христа”. Роберт Калвер высказывает сходное мнение: “К детям никогда не проявляли должного внимания и любви, пока этому не научил Иисус”.
Необходимо быть похожими на детей
Христос снова начал учить о необходимости быть, как дети (смиренными, доверчивыми и готовыми учиться). “Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него” (Мк. 10:15).
Может быть, следует отметить, что трогательный эпизод, когда Иисус благословляет детей, не служит оправданием так называемого “крещения” младенцев. Как раз наоборот, слова Христа в тот момент подразумевают, что дети рождаются чистыми и непорочными. Им не требуется придуманный людьми обряд, готовящий их к небесам.
О БОГАТСТВЕ
Испытание богача (Мф. 19:16-22; Мк. 10:17-22; Лк. 18:18-23)
Помолившись о детях, Иисус продолжил Свой путь в Иерусалим (Мф. 19:15). Но Его снова задержали — на этот раз к Нему подошел молодой человек, которого мучил один вопрос (Мк. 10:17). Этого человека обычно называют “богатым молодым правителем”. В Библии он нигде так не назван; но в Лк. 18:18 говорится, что он был из начальствующих, в Мф. 19:20, 22 сообщается, что он был молод, и во всех трех синоптических Евангелиях указывается, что он был богат (Лк. 18:23; см. также Мф. 19:22; Мк. 10:22).
Богатый молодой правитель подбежал к Иисусу, “пал пред Ним на колени и спросил Его: «Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»” (Мк. 10:17). Сначала Иисус ответил на слово “благой”: “Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог” (Мк. 10:18). Иисус не отрицал, что Он Бог, как утверждают некоторые. Скорее, Он хотел, чтобы молодой человек полностью осознал значение слова “благой”. Если он понимал, что Христос действительно “благ”, тогда должен был понять и то, что Он Бог во плоти (Ин. 1:1, 14; Мф. 1:23). Иначе говоря, Иисус хотел вызвать у этого человека веру — такую веру, какая была необходима, чтобы выдержать испытание, которое Иисус собирался ему предложить.
Затем Христос дал ответ на вопрос о наследовании жизни вечной. Он указал человеку на закон Моисея, который в то время еще действовал. В частности, Он процитировал пять из десяти заповедей: “Не прелюбодействуй”, “Не убивай”, “Не кради”, “Не лжесвидетельствуй”, “Почитай отца твоего и мать твою” (Лк. 18:20; см. Исх. 20:12-16; Втор. 5:16-20). Другими словами, “Если хочешь унаследовать жизнь вечную, делай то, что велит Бог”. Начальник сказал в ответ: “Учитель! Все это сохранил я с юности моей; чего еще недостает мне?” (Мк. 10:20; Мф. 19:20).
Зная, что у этого человека в сердце, Христос увидел заложенные в нем большие возможности творить добро и желание поступать по истине. Марк отмечает, что “Иисус, взглянув на него, полюбил его” (Мк. 10:21). Этот молодой человек стоил многого. Поэтому Господь сказал ему: “Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной” (Мк. 10:21).
Согласно общему мнению, повеление “все, что имеешь, продай и раздай нищим” не является общим требованием к любому ученику. В таком случае, почему Иисус дал молодому правителю такие указания? На это, по меньшей мере, есть две возможные причины:
(1) Заглянув в сердце этого человека, Христос увидел, что главная проблема того была в алчности. Я уже говорил, что Иисус процитировал пять из десяти заповедей — но последние шесть из них считаются одним целым (заключая в себе основные принципы отношения к ближнему). Какую из этих шести заповедей Иисус не назвал? Десятую: “Не желай” (Исх. 20:17; Втор. 5:21). Кажется, Иисус намеренно пропустил ее; очевидно, от вечной жизни правителя отделяла алчность. Ранее Христос уже подчеркивал, что ученик должен освободиться от всего, что может не позволить ему стать таким, как следует (см. Мф. 5:29, 30; 18:8, 9). Повеление все продать и раздать нищим не является всеобщим, но оно касается всех, кто уповает “на богатство неверное” (1 Тим. 6:17).
(2) Мы отметили, что Иисус полюбил этого человека и что Он видел заложенный в нем потенциал. Указание Господа молодому правителю продать все и последовать за Ним было, вероятно, призывом стать Его постоянным учеником — а для этого требовалось оставить все (см. продолжение истории: Мф. 19:27).
Как отреагировал молодой человек на условие, поставленное ему Христом? Лука пишет: “Он же, услышав это, опечалился” (Лк. 18:23). У Марка это выражено так: “Он же, смутившись от этого слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение” (Мк. 10:22). Он хотел обрести жизнь вечную, но не такой ценой.
Условие для всех богатых (Мф. 19:23-26; Мк. 10:23-27; Лк. 18:24-27)
Должно быть, Иисус с тяжелым сердцем смотрел вслед уходящему молодому человеку (Лк. 18:24). Он сказал Своим ученикам: “Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!” (Мк. 10:23). Чтобы до учеников лучше дошло, Он добавил: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мк. 10:25). Забудьте о концепции “ворот с игольное ушко”, рапространенной авторами художественных произведений на религиозную тему. Христос говорил о том, что “невозможно людям” (Лк. 18:27): в буквальном смысле заставить двугорбое вьючное животное протиснуться сквозь буквальное крошечное ушко швейной иглы.
Ученики Иисуса “весьма изумились и сказали: «Так кто же может спастись?»” (Мф. 19:25). Для иудеев богатство означало Божье благоволение. По их представлению, если уж богатый не мог спастись, тогда никто не мог спастись. Христос отвечал: “Людям это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19:26; см. Иов 42:2). Бог может сделать так, чтобы верблюд прошел через игольное ушко. Он также может изменить сердце богатого человека — если тот смирит себя и воспримет Его Слово (см. 1 Тим. 6:9, 10, 17-19).
О НАГРАДАХ
Непревзойденные награды (Мф. 19:27-29; Мк. 10:28-30; Лк. 18:28-30)
Иисус предложил молодому правителю отказаться от своего богатства и последовать за Ним, но этот человек отверг приглашение. Ученики же Христа, напротив, откликнулись на такой призыв (см. Мф. 4:18-22; Лк. 5:11, 27, 28). Поэтому Петр спросил: “Вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам?” (Мф. 19:27).
Некоторые резко критикуют концепцию духовных наград, считая ее “низким мотивом для повиновения Богу”. Вознаграждение не должно быть для нас главной причиной, по которой мы следуем за Господом (см. 1 Кор. 13:1-3), но в Библии очень много говорится о наградах (Мф. 5:12; 6:4, 5; 10:41, 42; 1 Кор. 3:8; 2 Ин. 8). Сначала Христос назвал особое вознаграждение, которое получат апостолы: “Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии [будущей жизни], когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Мф. 19:28).
Термин “пакибытие” иудеи применяли по отношению к царству Мессии. Cлавянское Евангельское Общество переводит это место “в новом бытии”, Современный Перевод — “в новом мире”, Восстановительный Перевод — “в воссоздании”. Это не относится к какому-то воображаемому будущему тысячелетнему царству Христа на земле. Это слово говорит об установлении царства Мессии, церкви, в первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа (Деян. 2). Обратите внимание, что “новое бытие” наступит, “когда” Сын Человеческий сядет на Своем престоле. Иисус сделался Царем, когда возвратился на небеса к Своему Отцу (Деян. 2:33-35). Он в настоящее время правит (1 Кор. 15:24-28) в Своем Царстве (Кол. 1:13) — церкви (Мф. 16:18, 19).
Христос пообещал апостолам, что они сядут “на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых”. Пока апостолы были живы, они “судили” Израиль своими проповедями; когда-то они станут “судить” Израиль (и всех остальных) по своим вдохновенным записям учений Иисуса (см. Ин. 12:48).
Затем Иисус перечислил общие награды, которые получат все, кто последовал за Ним: “И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19:29). По поводу такого ободряющего обещания уместно сделать несколько замечаний:
(1) Христос говорил о жертвах, на которые нужно идти ради продвижения Его дела. В Евангелии от Матфея говорится: “ради имени Моего” (Мф. 19:29), в Евангелии от Марка — “ради Меня и Евангелия” (Мк. 10:29), в Евангелии от Луки — “для Царства Божьего” (Лк. 18:29).
(2) Тот, кто пойдет на такие жертвы, будет вознагражден в этой жизни. Как утверждает Марк, такой человек “получит ныне, в это время, во сто крат более” (Мк. 10:30). Фраза “во сто крат” употреблена не в математическом смысле, а так, как ее использует мать, говорящая своему ребенку: “Я тебе сто раз говорила не делать этого!” Тем не менее, те люди, от которых отвернулись их физические семьи из-за того, что они покорились евангелию, могут засвидетельствовать истинность этих слов. В семье Божьей (церкви; 1 Тим. 3:15) у них сотни братьев и сестер — и даже “матерей”, которые любят их.
(3) Однако Иисус не хотел, чтобы кто-либо следовал за Ним, имея ложные надежды. Поэтому обещание содержит в себе и суровые слова: “среди гонений” (Мк. 10:30; см. Мф. 5:1012; Деян. 14:22; 2 Тим. 3:12). В этой жизни сладкое всегда перемешано с горьким.
(4) Самая большая награда будет на небесах: “...и в веке грядущем — жизнь вечную” (Лк. 18:30). У моего друга есть проповедь о благословениях, какие имеет христианин. Он назвал ее “Все это и небеса впридачу!”
Награды, которые не были заработаны (Мф. 19:30-20:16; Мк. 10:31)
Это было еще не все. Ученикам Христа (как и нам с вами) необходимо было усвоить еще один принцип. Апостолы могли решить, что жертвы, на которые они пошли, и особые отношения с Господом гарантировали им место “в первых рядах” для получения наград. Поэтому Иисус напомнил им принцип, который Он уже ранее называл (см. Лк. 13:30): “Многие же первые будут последними и последние — первыми” (Мф. 19:30). Затем Он подкрепил эту мысль притчей, которую Нил Лайтфут назвал “самой головоломной из всех притч” (см. Мф. 20:16).
В Мф. 20:1-16 Иисус рассказал историю о “хозяине дома, который вышел рано поутру [вероятно, около шести часов] нанять работников в виноградник свой” (Мф. 20:1). Время сбора винограда обычно приходилось на конец августа или начало сентября. Как только он созревал, его сразу же необходимо было собрать. Хозяин, вероятно, отправился к тому месту на рынке (см. ст. 3), где собирались ищущие работу. Там он нанял себе работников, договорившись платить им “по динарию на день” (ст. 2).
Но ему еще требовались работники, поэтому он снова вышел “около третьего часа” (примерно в 9 часов утра) (ст. 3), а затем “около шестого и девятого часа” (в полдень и примерно в 3 часа дня) (ст. 5). Каждый раз он нанимал новых работников, обещая: “Что следовать будет, дам вам” (ст. 4). В последний раз он вышел “около одиннадцатого часа” (примерно в 5 часов вечера) и “нашел других, стоящих праздно” (ст. 6). Когда он спросил их, почему они не работают, работники ответили: “Никто нас не нанял”. Тогда хозяин сказал им: “Идите и вы в виноградник мой” (ст. 7).
“Когда же наступил вечер” (примерно в 6 часов), хозяин велел управляющему виноградником заплатить работникам (ст. 8). По закону Моисея нанятым работникам следовало платить в конце каждого дня (Лев. 19:13; Втор. 24:15).
Работники, трудившиеся на винограднике целый день, пришли в смятение, узнав, что им заплатили столько же, сколько и тем, кто проработал там всего лишь час (Мф. 20:9, 10). Когда они стали выражать свое недовольство по этому поводу (ст. 11, 12), хозяин напомнил им, что он заплатил ровно столько, сколько обещал, — и что он волен расплачиваться с остальными, как посчитает нужным (ст. 13-15).
Эта притча была рассказана не для того, чтобы люди ждали “одиннадцатого часа”, чтобы стать христианами. Работники, пришедшие на виноградник в последнюю очередь, приступили к работе сразу же, как только были призваны. Это совсем не похоже на то, как люди год за годом отвергают евангелие, планируя войти в царство к старости. Медлить всегда опасно. Во-первых, ждущие одиннадцатого часа могут и не дожить до него. Говорят, что некоторые из тех, что хотят стать христианами в одиннадцатом часу, умирают в 10:30. Во-вторых, если такие люди и проживут так долго, их сердца могут настолько ожесточиться, что станут невосприимчивы к евангелию (Евр. 3:13; 6:6). Нужно сразу же откликаться, как только человек был призван евангелием (2 Фес. 2:14).
С другой стороны, эта притча была рассказана для того, чтобы напомнить апостолам и другим работникам, трудившимся с первого часа, что вознаграждение не будет распределяться по принципу “чем больше сделано, тем больше оплата”. Награды не зарабатываются, они даруются милостью всемогущего Бога.
Те, кого люди считают “первыми” в царстве, пред Богом могут оказаться “последними”, особенно если они считают, что заслуживают большего,—как думали трудившиеся с самого начала работники в притче. И наоборот: те, кто, по мнению других, играет довольно незначительную роль в царстве (“последние”), в глазах Бога могут оказаться “первыми” (Мф. 20:16).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иисус ответил на вопросы — прямые или косвенные — о разводе, детях, богатстве и наградах.
Какие бы у вас ни возникали вопросы, едва ли они сложнее этих. Ответ на них содержится в Слове Божьем. Если у вас есть вопрос, вы можете обратиться к более знающему человеку (Деян. 8:31). Вы также можете записать свой вопрос и продолжить изучение Писания. Возможно, однажды вы приятно удивитесь, найдя ответ в Библии. Надеюсь, что вы никогда не забудете высказанную в этом уроке мысль: это хорошо, когда у вас есть вопросы.
#вопрос #вопросы #вопросы и ответы #евангелие #иисус христос #иисус #христос #изучение библии #толкование библии #библия