Найти в Дзене
Доктор Айболит

Если Запад откажется от нефти из России - они окажут нам большую услугу

Слишком долго Запад пытался запугать нас, отказываясь покупать наши нефть и газ. По их мнению, это неизбежно приведет к краху российской экономики и страны. На данный момент давайте забудем о том, есть ли у них техническая возможность сделать это или готовы ли другие поставщики предложить альтернативные объемы. Лучше оценить гипотетические последствия для России, если бы наши "партнеры" так поступили. Прежде всего, я должен отметить, что наша страна не всегда экспортировала углеводороды. Поставки более или менее значительных объемов на внешние рынки начались во второй половине 1960-х годов и резко возросли в 1980-х годах. Другими словами, индустриализация 1920-х и 1930-х годов, двузначный рост ВВП, победа во Второй мировой войне, строительство первой в мире атомной электростанции, выход человека в космос и другие важные события произошли без валютных поступлений. Более того, тенденция была даже обратной: чем больше нефти мы продавали, тем хуже развивалась экономика. При Брежневе продаж

Слишком долго Запад пытался запугать нас, отказываясь покупать наши нефть и газ. По их мнению, это неизбежно приведет к краху российской экономики и страны.

На данный момент давайте забудем о том, есть ли у них техническая возможность сделать это или готовы ли другие поставщики предложить альтернативные объемы. Лучше оценить гипотетические последствия для России, если бы наши "партнеры" так поступили.

Прежде всего, я должен отметить, что наша страна не всегда экспортировала углеводороды. Поставки более или менее значительных объемов на внешние рынки начались во второй половине 1960-х годов и резко возросли в 1980-х годах. Другими словами, индустриализация 1920-х и 1930-х годов, двузначный рост ВВП, победа во Второй мировой войне, строительство первой в мире атомной электростанции, выход человека в космос и другие важные события произошли без валютных поступлений.

Более того, тенденция была даже обратной: чем больше нефти мы продавали, тем хуже развивалась экономика. При Брежневе продажи выросли в три раза по сравнению с эпохой Хрущева. И что произошло потом? Была стагнация, сельскохозяйственный кризис, общий дефицит, и нам даже пришлось покупать продукты!". После прихода к власти Горбачева экспорт увеличился, но ситуация ухудшилась: Советский Союз полностью распался.

К сожалению, это не совпадение. Экономисты хорошо знают этот процесс. Когда валюта течет в страну и используется для покупки всего, другие сектора экономики быстро становятся неконкурентоспособными и неактуальными. Зависимость от товара, стоимость которого может резко колебаться, особенно опасна. Например, распад Советского Союза совпал с резким падением цены на нефть - валютные поступления упали в разы, а сами предприятия уже не могли работать эффективно. Даже трубопроводы, по которым газ перекачивался в Европу, были куплены у Федеративной Республики Германия.

В мире не так много стран, которые экспортируют углеводороды. Большинству приходится их покупать. Тем не менее, каким-то образом им удается существовать, и некоторые из них даже очень хороши. Почему Россия не может сделать то же самое? Даже если бы мы не продавали нефть, мы были бы в гораздо лучшем положении, потому что нам не пришлось бы ее покупать, ведь у нас есть своя нефть.

Зависимость России от экспорта углеводородов гораздо ниже, чем в позднесоветский период или в 1990-е и 2000-е годы. Она составляет всего около 50%. Остальное поступает от продажи продуктов питания, удобрений, химикатов, металлов, оружия и всевозможного оборудования.

И мы продаем больше, чем покупаем. Ежегодный профицит торгового баланса в размере более 200 миллиардов долларов США означает, что нам не нужно столько иностранных товаров, сколько мы могли бы импортировать. В результате все оставшиеся доходы от экспорта вкладываются в иностранные резервы. Половина этой суммы недавно была "потеряна" из-за замораживания санкций. Деньги, "отжатые" от продажи нефти и газа, лучше оставить в стране - потомки скажут им спасибо.

-2

Углеводороды действительно являются ограниченным ресурсом. В любом случае, рано или поздно нам придется прекратить их экспорт. Почему бы не сделать это сейчас, чтобы хватило резервов на будущее? Поскольку нефть и газ - это не просто топливо, они также являются важным сырьем для химической промышленности: из них делают пластмассы, удобрения, резину, ткани и так далее. Поэтому ветряные турбины и солнечные батареи никогда не заменят их.

У нас есть и другое сырье, которое может принести необходимые доходы от экспорта. Продукция с добавленной стоимостью также имеет большой потенциал для расширения. Продавать нефть не очень выгодно, поскольку ее добыча и транспортировка обходятся дорого. По некоторым оценкам, стоимость нефти в России достигает 42 долларов США за баррель. Даже если бы она продавалась по 80 долларов США (нефть Urals намного дешевле Brent), маржа прибыли составила бы менее половины. С другой стороны, если нефть перерабатывается, например, в пластмассы, ее можно продать в десять раз дороже, чем сырую нефть.

Я считаю, что продавать сырье по низкой цене крайне недальновидно. А учитывая нынешний геополитический климат, когда некоторые страны открыто враждебны, было бы еще глупее поставлять им энергоресурсы.

Поэтому нам будет полезно, если Запад откажется покупать наши углеводороды. Хотя в ближайшие годы возможны неудачи, в долгосрочной перспективе это позволит поднять нашу обрабатывающую промышленность, укрепить экономику и переориентировать внимание на науку и образование.

Термин "нефтяная игла" был придуман не просто так. Выйти из него будет нелегко, но если мы сможем это сделать, у нас будет более здоровая экономика. И сейчас самое время, когда они хотят помочь нам в этом, даже в ущерб себе.