Найти в Дзене
Андрей Михайлов

Богом быть трудно... зато либералом - легко

Стругацких любили «все» - от Шендеровича до Чубайса…Смерть Бориса Стругацкого стала поводом для очередного потока благоглупостей. Мол, и провидцы-то они были, и до хрена всего угадали, но пуще всего – про угнетаемых интеллектуалов, про «орла нашего, дона Рэбу», про «серых», на смену которым приходят «чёрные». Ну, и особенно про то, как трудно быть богом, когда кругом сплошной Арканар...

«Научность» фантастики Стругацких – штука вообще относительная. Культовый роман «Трудно быть богом» буквально набит нелепостями: развитой ируканско-арканарский феодализм (по объему накопленных знаний и освоенных технологий примерно аналогичный земному XV-XVI веку) почему-то соседствует с первобытной периферией; при этом он понятия не имеет об огнестрельном оружии. Уже смешно. А ещё в столице Арканара обитает под 200 тысяч жителей (совсем как в Париже середины XVIII века, за тридцать лет до революции).

Но либералы таких мелочей не замечают в принципе, они роман любят не за это. Причём, любят все до единого – от Шендеровичей с Новодворскими до Гайдаров с Чубайсами. Шендеровича цитировать пока не стоит, а вот от воспроизведения слов великого «либерального тандема» удержаться никак невозможно.

Вот Чубайс:

«Егор Гайдар как-то позвонил мне и говорит: «Ты думал, что из себя представляет мир Стругацких? Ты вспомни их роман „Трудно быть богом“. А ведь это и есть либеральная империя, когда приходишь куда-то с миссией и несешь с собой нечто, основанное на свободе, на правах человека, на частной собственности и предприимчивости, на ответственности. Бремя правого человека».

Вона как! И не важно, что «прогрессоры» у Стругацких были людьми не только не правыми, а самыми, что ни на есть «левыми», пришедшими во мрак средневековья из светлого земного коммунистического будущего, с частной собственностью у себя на Земле давно покончившими… Ну да ладно, о критериях прогресса – это потом. Самый цимес в творчестве Стругацких в другом.

Он в том, что «прогрессоры» всегда и всюду проваливаются. Причем с треском. Причем в феодальном Арканаре механизм этого провала зафиксирован особенно четко (аж в Википедии):

Проводимая землянами политика поддержки деструктивных элементов приводила к снижению её терпимости к любым проявлениям оппозиции. От этого в первую очередь страдали её наименее защищённые представители – «грамотеи», ради спасения которых вся деятельность землян и затевалась. При спасении «грамотеев» земляне часто использовали политику подкупа. Таким образом, охота на ведьм превращалась в прибыльное предприятие.

Тут, собственно, ничего нового нет – благими намерениями дорога мостится, известно куда. Отличие в другом. «Прогрессоры» из коммунистического будущего всё-таки в конце концов хватаются за голову в ужасе от последствий своих деяний – и от идеи «прогрессорства» отказываются вовсе. А что там с поклонниками «бремени правого человека»?..

«Шоковая терапия» Гайдара уничтожает промышленность и науку, бандиты отстреливают руководителей наукоёмких предприятий, доктора наук роются в мусорных баках. Растёт преступность, возвращаются давно забытые болезни, население «прогрессируемой» территории сокращается по миллиону в год. И ни в одном глазу раскаяния, не говоря уж о стыде. Главное ведь в том, что частная собственность торжествует, и яхта «предприимчивого» Абрамовича куда-то плывёт. Либеральный «прогресс» налицо, и «прогрессоры» вполне довольны до той степени безобразия, певцом которой привычно выступает Шендерович:

«Да, задал напоследок задачу Борис Натанович Стругацкий орлу нашему, дону Рэбе… Умер Борис Натанович – и орёл наш, дон Рэба, со всем своим средневековым аппаратом погрузился в раздумье: как бы ему поступить по такому случаю? Орёл наш, дон Рэба… не меняя выражения лица, официальной телеграммой уведомил родных и близких Бориса Натановича о том, что книги братьев Стругацких «и сегодня в высшей степени современны». О, да. Ещё как современны…»

Сразу вопрос: а читал ли Шендерович то, что там, в романе, про «орла нашего» понаписано-то? А ведь там всё ясно сформулировано:

"...что он ни задумывал, всё проваливалось; он объявил войну Ирукану, сам повёл армию к границе, потопил её в болотах и растерял в лесах, бросил всё на произвол судьбы, сбежал обратно в Арканар; упразднил министерства, ведающие образованием и благосостоянием, снял с правительственных постов немногих учёных, развалил экономику…"

Ой! Кто же это? Кто это бездарно начал и позорно закончил первую чеченскую, кто выгнал из правительства специалистов и заменил их Чубайсами, кто сэкономил на науке и образовании, кто загнал страну в долговую яму и в массовую безработицу?

Да всё он – Борис, свет наш Николаевич, Ельцин. И кто всё более-менее (здесь надо по-честному: всё-таки, скорее, менее, чем более) привел в приемлемую норму? То-то…

Но либералам-«прогрессорам» всё нипочем: знай, поют про такой-сякой неблагодарный Арканар и плачут о том, что им «этой страной» вволю порулить не дают.

Вот, собственно, и весь сказ. Это Богом быть трудно. А либералом – очень даже легко. Потому что «Бог есть любовь», а либеральные хомячки никого, кроме самих себя, не любят…