Найти в Дзене

Сказки о Русском Православном Воинском Искусстве «Познай Себя»

Сказка о  «Кудели и Прядении» «В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. — Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет…» («Гуси – лебеди»). «Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашёл он в неё, а там сидит баба-яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). «Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге… Дошел Андрей до леса, видит: стоит избушка на курьих ножках. — Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом! Избушка повернулась, Андрей вошел и видит: на лавке сидит седая старуха, прядет кудель» («Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю

Сказка о 

«Кудели и Прядении»

«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. — Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет…» («Гуси – лебеди»).

«Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашёл он в неё, а там сидит баба-яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

«Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге… Дошел Андрей до леса, видит: стоит избушка на курьих ножках.

Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!

Избушка повернулась, Андрей вошел и видит: на лавке сидит седая старуха, прядет кудель» («Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что»).

    Друзья мои, обратили ли вы свое внимание на то, что баба - яга в сказках всегда или прядет, или каким-то образом связана с куделью и прядением? Она пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шёлк прядёт, нитки длинные сучит, веретено крутит». Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается, в тот самый клубок, что помогает герою, следовать за своей судьбой, и, преодолев пространство – время, обрести свой Путь. 

    Судьба же человека в древности тоже воспринималась как нить, изначально выпряденная на прялке, и затем оформленная в виде шитья, вязания, ткачества и т.п. 

     Само время в славянской мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке. В некоторых традициях определённый отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»). Даже само же колесо прялки символизировало «колесо времени» (где понимание цикличности природных процессов соотносимо с вращающимся колесом): небытия, рождения, жизни и смерти, а символ круга означал выделенное пространство, солнце, вечность, образы Бога (Кона) и Мира как  начальной точки отсчета. Колесо символично и в цифре "0" - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Колесо крутится – жизнь - нить прядется, солнышко – «клубок света» по небу катится. 

     Важность прядения в течении  всей жизни русского человека нашло выражение даже в делении изб на на «пряху» и «непряху» (если печь располагалась при входе справа от двери, её устье было обращено к свету - изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа - изба «непряха»).

     Мы с вами здесь не будем, за ненадобностью, рассматривать образ Великой Пряхи, но саму тему претворения хаоса разрозненных и беспорядочных волокон в единую упорядоченную нить, нам с вами все-таки придется  слегка затронуть. Это просто необходимо сделать для последующего, более полного и ясного, понимания всей значимости этого «делания» в традиционной русской культуре. К тому же, в дальнейшем, это знание значительно для нас облегчит описание  отдельных упражнений, да и всего хода занятий, в «СПС». 

      

    В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение для прядения: «прясть – крутить нить из волокон, тянуть из чего и сучить нитку. Прядут лён, пеньку, шерсть, хлопок». Ручное прядение было очень медленным. Торопиться было нельзя, так как нить надо было вытягивать и скручивать равномерно, чтобы она получалась одинаковой толщины и плотности, не рвалась, не спутывалась. Словом – терпение, терпение и еще раз терпение, помноженное на время.

     На санскрите слово «пряжа» - praj (прадж) обозначает: народ, население, подданные, дети, потомство, рождение. А «пряжати» (т.е. прясть) – размножение, деторождение. Обрастая в своем развитии различными суффиксами (avant, ivana, na, t, n), корень слова «пряжа», обозначал так же и другие понятия:

- Владыка созданий, эпитет Творца, царь, прародители человечества;

- рождающая (о женщине-матери);

- плодовитый, многодетный, плодородие;

- пропитание, содержание;

- сведущий, знающий, ученый;

- знание;

-  узнавать, познавать;

- совершенство знания, запредельная мудрость (выделено автором).

     Выходит, мы, в контексте наших рассуждений, можем себе помыслить, что Баба - Яга выпрядала из «разговоров со знающими людьми, из строчек различных писаний, речений Отцов Церкви и дохристианских озарений, обрывков размышлений и сомнений, успехов и неудач, и т.д.» некую запредельную мудрость. Она, свивая и сочетая воедино некогда разрозненные волокна своей кудели, тем самым претворяла разрозненные Обрывки Информации в Единое Знание. Как «Божья угодница» - пчела претворяет пыльцу и нектар, собранный с различных цветов, в мед. И делала это Баба - Яга очень неторопливо, равномерно свивая и последовательно упорядочивая информационный хаос в единую нить познания. Эту нить необходимо было вытягивать и скручивать равномерно, чтобы она получалась одинаковой толщины и плотности, не рвалась, и не спутывалась. И эту самую «нить познания» она уже сворачивала в клубок. Какую нить, и в какой клубок – это уже смотря по тому, кто пришел. В сказках для девочек  у нее одни задания, для мальчиков иные. Кудель-то одна, да клубки-то, выходит что, разные – каждому свои.

     Приступим и мы к нашей кудели. Первый вопрос, на который нам предстоит ответить: «Ну, хорошо, обыватель не может разобраться, что такое «СПС», а кто сможет?» Ответ на этот вопрос позволил бы дать нам описание и составить для себя образ носителя интересующей нас традиции, и, следовательно, положить начало и определить направление для наших поисков.

     Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, иные так всю жизнь и сидят дома на лавке (на диване) и глядят в окошко косявчато (в телевизор) на Мир (как творение Бога) за околицей, так и не решаясь отправится в путь, так и живут, говоря по-русски: «не видя дальше собственного носа». Но нам с вами все-таки удалось собраться с силами и оторваться от дивана (простите - от лавки), перешагнуть через порог и отправиться в путь неблизкий - дорогу дальнюю. 

       «Некоторые, имея намерение пуститься в дальнейший путь и вопросивши знающих путь сей, услышали от них, что это путь прямой, гладкий и безопасный; и, услышав это, скоро расслабели в путешествии своем и на середине пути потерпели бедствие; а другие возвратились назад от того, что приготовили себя к скорбям. По этому же должно заключать и о противном». (Пр. Иоанн Лествичник «Лествица» «Слово особенное к пастырю» гл. 7).

     И вот пошли мы… и шли, шли; долго ли, коротко ли, а только вышли, наконец, в Чисто Поле на опушку-край Вещего Леса.  Вокруг простор, птички щебечут, иди - куда только душа ни пожелает, хоть на все четыре стороны иди – одним словом - Воля! И всего-то осталось нам  - так это как-то разобраться в этих четырех сторонах, хотя бы для того, что бы выбрать для себя свою «Путь – Дорогу», ну, или хотя бы тропинку, да хотя бы просто определиться с направлением.

Баранов Дмитрий

-2