Удары ногой в ниндзюцу используются, чтобы толкать, сбивать, сметать, ломать, освобождаться от захватов и не имеют ни чего общего с тем, что показывают в дешевых «фильмах о ниндзя». Настоящая техника ударов ногой в ниндзюцу отличается практичностью, без лишних движений и направлена на реальную схватку. По словам Стивена К.Хайеса, технику ударов ногами невозможно понять, не изучив исторический контекст, в котором они были развиты.
«Мы должны посмотреть на физиологию людей (японцев), их доспехи, как они одеты и так далее», объясняет Хайес, « Изучая доспехи в музеях, мы видим, что люди в древней Японии, как правило, имели сравнительно небольшой торс и короткие ноги. При том факте, что они носили доспехи, означало, что идея размахивания ногами, вплоть до уровня головы, не имела практического рассмотрения. Таким образом, техника ударов ногой в ниндзюцу была разнообразна сокрушительными ударами. Нога достигает и пробивает цель, доводя удар до конца, сбивая противника с ног. Целью нашего удара является атаковать таким образом тело человека, чтобы он потерял равновесие».
Те же самые удары, используемые ниндзя сотни лет назад, одинаково применимы в сегодняшнем обществе. Однако Стивен К.Хайес указывает на то, что противник может успеть проникнуть в вашу оборону настолько быстро, что такие пробивные удары невозможно будет применить.
В большинстве случаев нападающий находится напротив своей «жертвы», прежде чем почувствует момент для нападения. В этом случае лучше наносить низкие удары ногой, или использовать ноги для перемещения, чтобы занять выгодную позицию для атаки, выведения из равновесия или любого другого действия, вплоть до бегства.
Нога - это всего лишь инструмент удара, вес и импульс тела, обеспечивают убойную силу, чтобы сбить противника. Сила удара зависит от сгибания ноги и взрывного движения к цели. Центр тяжести при ударе расположен как можно ниже, и независимо от типа удара и направления, позволяет сохранить равновесие и перейти без остановки к следующей технике.
Для ниндзюцу, при выполнении любой техники, характерна «естественность», удары ногой могут немного видоизменяться, в зависимости от ситуации. При этом нужно учитывать, то, что удары ногой в ниндзюцу не являются техникой с помощью, которой можно победить в поединке, они являются всего лишь средством для достижения цели. Независимо от того какой вы применяете удар, круговой или пробивающий, идея состоит в том, чтобы ослабить противника, лишить его преимущества, вывести из равновесия, а не для нокаута или очка, как в современных единоборствах.
Практикующие ниндзюцу при ударах ногой в качестве ударной поверхности используют подошву ступни, пятку, подъем стопы и реже пальцы. Самыми распространенными целями для поражения являются низ живота и бедра, так как сильные удары позволяют вывести противника из равновесия и продолжить атаку. Так же ударами пятки поражаются колено и задняя часть голени. Особенно эффективны топчущие удары пяткой по костям, слабо защищенные мышцами, или вообще не защищенные (пальцы, голова, голень, колено, локоть), что может привести к их перелому. Другое уязвимое место, внутренняя часть бедра, атакуемое пяткой и позволяющее перебить мышцу, ограничив перемещение противника или вывести противника из равновесия.
Сам удар при этом может немного видоизменяться, например, при прямом ударе в живот, удар наносится всей подошвой стопы, а при поражении тазобедренного сустава, этим же ударом, ступня разворачивается наружу, а ударной поверхностью является пятка.
Удары ногой в сторону и с разворота являются основным оружием во многих современных боевых искусствах, но не в ниндзюцу, по крайней мере, не в той форме как знакомы с ними большинство практиков.
Базовый удар ногой в сторону относительно недавнее нововведение, будучи разработанный в 1930-х годах знаменитым мастером Сётокан каратэ-до Фунокоси Ёситака, как способ перемещения внутрь защиты противника, чтобы быстро выиграть.
В ниндзюцу практикуется другой вид бокового удара, при котором пальцы ступни направлены вверх, и удар наносится пяткой, по противнику находящемуся с боку, тогда как в других единоборствах, боец предварительно поворачивается боком к противнику. Так же в ниндзюцу используется резкий удар ногой назад, при нападении противника сзади, после которого может быть выполнен кувырок вперед (цэнпо кайтэн), с последующим броском сюрикена или мэцубуси (ослепляющий порошок).
Круговые удары в ниндзюцу используются в ниндзюцу реже и отличаются по технике и применению, в отличие от каратэ или тхэквондо. Отсутствие же кругового удара ногой, подобно маваси-гэри в каратэ, объясняется тем, что в давние времена воины носили доспехи, и попытка вывести из равновесия противника в доспехах таким ударом могла привести только травме. Круговой удар (хараи гери) в ниндзюцу наноситься на нижнем уровне, и больше похож на сметающую подсечку. Его целью является поражение голеностопного сустава, икроножной мышцы, колена. На среднем уровне, круговой удар похож на микадзуки-гери в каратэ, и служит для сбивания атаки противника в сторону.
Для отработки ударов ногой используются различные методы тренировки. На начальном этапе ученик наносит удар по «воздуху», чтобы освоить правильное движение. В отличие от некоторых других видов боевых искусств, этот этап тренировки длиться не долго, освоив правильное движение ноги при ударе, ученик переходит к отработке ударов по мишени. В качестве мишени могут быть использованы деревья, столбы (обернутые мягкой тканью, соломой, туристическим ковриком), боксерские груши, лапы. Нанесение ударов может комбинироваться так же с другими техническими действиями, например, кувырком вперед (цэнпо-кайтэн) и удар ногой цэнпо-гэри, удар ногой и кувырок назад (кохо кайтэн), удар ногой с последующим прыжком назад, разрывая дистанцию с противником.
После этого можно переходить к парной тренировке, вовремя которой партнеры поочередно, сначала медленно, наносят удары, тем самым отрабатывая различные варианты применения удара ногой. Этот способ тренировки очень важен, и не может заменить боксерскую грушу, так как позволит ученику научиться наносит удары в различных вариантах, в зависимости от ситуации. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не травмировать партнера, не нанося удары ногой в полную силу. Важным фактором, при такой тренировке, является правильное передвижение под углом к противнику, поэтому в ниндзюцу предпочитают больше удары не прямо вперед, а в сторону и под различными углами, что позволяет им компенсировать не достаток в росте и весе. Для успешного выполнения таких передвижений необходимо учитывать дистанцию и время реагирования. Так же, такая тренировка позволяет развивать атаку в случае «провала», воспользовавшись замешательством противника. Можно так же использовать различное защитное снаряжение, позволяющее наносить удары в полную силу (только не по суставам), но не следует злоупотреблять этим видом тренировки, так как создает ложные ощущения, когда пропуская удар в защищенное место, Вам кажется, что он очень опасен, и забываете о защите.
Кроме этого, удары ногой можно (и нужно) отрабатывать на скользкой поверхности (на льду, мокром полу), на бревне, развивая равновесие.
Ниже показаны различные варианты применения ударов ногой в ниндзюцу в исполнении Стивена К. Хайеса, мастера Будзинкан нинпо тайдзюцу и создателя Тосиндо.
Литература:
- Журнал «Black Belt», October, 1995, стр. 60 – 63.
2. Sylvain Guintard .Togakure Ninjutsu. Изд-во «СЕМ», 1988 год.
3. Masaaki Hatsumi. Sengoku ninpo zukan
«ЗВЁЗДОЧКИ» НИНДЗЯ ТОГАКУРЭ-РЮ
СОВРЕМЕННАЯ РОЛЬ ТРАДИЦИОННОГО ОРУЖИЯ НИНДЗЯ
САМОЗАЩИТА С ПАЛКОЙ ХАНБО. ОСНОВЫ 1
САМОЗАЩИТА С ПАЛКОЙ ХАНБО. ОСНОВЫ 2