68,8K подписчиков

«Бакенбарды» - абсурд и галантные радикалы

11K прочитали

Перестроечное кино – это не совсем гадость-гадость, но интереснейший феномен позднесоветской культуры, и потому, как бы мы ни пытались сказать, что всё - плохо, даже и тогда не обошлось без шедевров. «Бакенбарды» (1990) – один из них. Режиссёр Юрий Мамин предпочитал гротеск, абсурд, буффонаду.

Чтобы маразм – через край. Все его знаменитые фильмы – притчи и анекдоты, где-то сказки. Если бы я не знала, что Мамин – ленинградец, я бы догадалась. Это – узнаваемый стиль города. Питерский дух – особый. Не без странностей. Люблю.

Кадр из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншот.

Но вернёмся к «Бакенбардам», где показана …праворадикальная организация пушкинистов, борющихся за традиционные русские ценности и возрождение России. В 1990 году намёк читался сходу – это Национально-Патриотический Фронт «Память»...

И были шествия с хоругвями, портретом Николая II да молебствиями, но с оглядкой на Чёрную Сотню и, как утверждали разные «демократические» силы – с намёком на эстетику гитлеризма, хотя чего-чего, а никаких заигрываний с дойч-наци там не водилось, ибо своих исконных черносотенцев хватало.

Мероприятие НПФ «Память». http://app.russian7.ru/post/170105
Мероприятие НПФ «Память». http://app.russian7.ru/post/170105

Итак, в грязновато-обшарпанный город Заборск (всю эту разруху снимали в самом Ленинграде!) приезжает некий Виктор (блистательный Виктор Сухоруков) с молодым соратником Александром. Оба – в каких-то старинных шляпах, плащах-крылатках и с увесистыми тростями. Выясняется, что они – адепты культа Александра Сергеевича Пушкина.

Заборск – типичный перестроечный адок недоделанными объектами инфраструктуры, болтливой парт-элитой и – «войной» неформалов. Есть юношеская панк-структура «Капелла», где тусуются-отрываются и местные мажоры, им противостоит накаченная братва, именуемая «Бивнями» (в духе люберов).

Кадры из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншоты.
Кадры из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншоты.

У Мамина весь смех – в деталях. Бивни создали подпольную качалку в бывшем общественном сортире и качают мышцу, сидя на толчках. Виктор с Александром быстро находят общий язык с Бивнями, показав им убойные приёмы – тростями. Этот вид самозащиты использовали когда-то британские денди, и – русские тоже.

Пушкин был не только бретёром, но и мог …пододвинуть наглеца своей изящной, но увесистой тросточкой. После того, как пушкинисты пребольно отделали могучих Бивней, те поспешили «присягнуть» Виктору, а точнее – Нашему Всему.

Кадр из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншот.

(К слову, в английском «Заводном апельсине» (1971) мы видим тот же вариант – хулиганы-меломаны-эстеты носят котелки и – мутузят прохожих тростями). Затем «штурмовики» с бакенбардами начинают патрулировать город. Их ряды множатся. Это делается привлекательным и - модным.

Они маршируют по вечерним улицам, яростно скандируют «К Чаадаеву» и другие стихи из школьной программы, а заодно …разгоняют «Капеллу», панковскую вольницу, которая давно мешала обывателям. Да, называется разгром «Капеллы» не иначе, как «Ночь длинных тростей», и аналогия всем понятна.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971). Скриншот.
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971). Скриншот.

Пушкинцев начинают использовать в качестве карательной силы – они разгоняют тростями митинг оппозиции. Так организация АСП (Александр Сергеевич Пушкин) становится ведущей политической и – мафиозной властью Заборска. В финале «пушкино_фюрер» Виктор превращается из правого радикала – в левого и теперь его герой – Владимир Маяковский.

К слову, уже в 1990-2000-х, да и потом я наблюдала, как людей мотало из наци – в коммунисты (из коммунистов – в наци), а потом – в монастырь или ещё куда-нибудь. А из монастыря – …опять в коммунисты. Менялись шмотки и лычки, но оставалось жгучее желание бороться (за что-нибудь).

Кадр из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Бакенбарды» (1990). Скриншот.

Совсем в духе фильмов Юрия Мамина. Люди искали не только политическую опору, но и «свою» религиозную конфессию, читали неведомые доселе книги, что-то открывали для себя. 1990-е - это жестокая, динамичная и до конца не исследованная эпоха. Тогда могли проломить голову ...за очередную Большую Правду.

А «Бакенбарды» - это рассказ о том, что агрессия и фашизм умеют рядиться в изысканные камзолы – в конце-то концов кумиром Гитлера был галантный король Фридрих Великий, флейтист и друг Вольтера, да и главарь денди-шайки Алекс из …«Заводного апельсина» слыл знатоком классической музыки.

Zina KorZina (c)