Найти тему

Благоприятный школьный климат как основа резильентности

Оглавление

Речь пойдет о сельской школе, основанной более 150 лет назад. Школа расположена в небольшой деревне в 28 километрах от районного центра. Здесь обучаются 44 человека. При реорганизации в 2019 году к школе присоединили дошкольное образовательное учреждение, в котором еще 24 воспитанника.

В 2020 году учащиеся школы участвовали в общероссийской оценке по модели PISA. По результатам данного исследования школа признана резильентной – 50 % обучающихся школы вошли в долю резильентных.

Школьный климат

Школа считает залогом своего успеха благоприятный психологический климат, нацеленность на социализацию обучающихся и развитие у них естественного стремления к учебе.

В школе установлена атмосфера сотрудничества, поддерживаемая командой преподавателей-энтузиастов во главе с директором. Здесь ценят развитие учеников и учителей, поддерживают стремление к знаниям, учителя тесно работают с учениками, мотивируют их, умеют заинтересовать своим предметом, активно вовлекают в жизнь учебного заведения родителей. Преподаватели умеют работать с разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто подчас остается без родительского внимания.

Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей, в школе чтят традиции. Гордость школы – библиотека и музей истории, где собраны уникальные материалы и проходят музейные уроки. Школа помнит свою историю, своих заслуженных учителей и ветеранов.

Два раза в год в школе проводится мониторинг удовлетворенности обучающихся школьной жизнью. Результаты диагностики помогают школе правильно выстроить работу с каждым ребенком.

Социализация и функциональная грамотность

Социализация в представлении школы – главный результат обучения и фактор успеха. Социализация включает формирование социальных навыков и самостоятельного мышления (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.).

Школа целенаправленно работает над созданием эффективных методов и приемов формирования функциональной грамотности учащихся, являющейся важным ресурсом формирования социальной успешности. В школе созданы рабочие группы по формированию математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности.

Коллектив изучает педагогический опыт по формированию функциональной грамотности школьников, внедряет в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие ее формирование. В школе создается и активно используется на уроках банк заданий, проводятся интегрированные уроки. Уделяется внимание развитию различных видов чтения на всех предметах. Учителя систематически используют на уроках и во внеклассной работе задания и упражнения, развивающие логическое мышление обучающихся.

Профессиональное развитие учителей

В установлении благоприятного школьного климата немаловажную роль играет уровень мотивации учителей к профессиональному развитию.

Качество коллектива школы – один из важнейших факторов резильентности. Учитель должен быть не только увлечен своим предметом сам, но и уметь заинтересовать им учащихся.

В школе работает высококвалифицированный творческий коллектив, имеющий богатый педагогический опыт: всего 12 учителей, из них 7 человек – выпускники школы. Существует проблема дефицита кадров, связанная с достижением многими учителями пенсионного возраста.

В ходе ежегодного самообследования администрация проводит глубокий анализ, диагностирует проблемы обучающихся и педагогов.

Школа придерживается своей модели повышения квалификации: переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к непрерывному образованию через:

‒ освоение образовательных технологий, соответствующих требованиям инновационного образования;

‒ открытые уроки и мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства;

‒ расширение сетевого взаимодействия;

‒ обновление учебного оборудования;

‒ методические советы;

‒ организацию наставничества для педагогов с опытом работы до 3 лет.

Сетевое взаимодействие

Чтобы расширить спектр своих возможностей, школа выстраивает систему сетевого взаимодействия. Школа эффективно работает с местной администрацией в решении рабочих и бытовых проблем школы, учеников и учителей, благодаря чему удается привлечь молодых учителей в школу, организовать ежедневную транспортировку учеников на школьном микроавтобусе, оборудовать школу компьютерами, интерактивным досками, проекторами, лабораториями в кабинетах физики и биологии. Школа сотрудничает с местным культурным центром, преподаватели которого проводят в школе интересные праздники, творческие занятия, психологические беседы.

Дополнительное образование

Важным компонентом успеха являются дополнительные образовательные возможности, предоставляемые учащимся. Это бесплатные кружки и секции, дополнительные занятия по подготовке к государственным экзаменам и олимпиадам, поддерживающие возможность каждого обучающегося участвовать в разнообразных мероприятиях, которые входят в различные тематические циклы, где каждый ребенок находит себе дело по душе.

Школа – центр притяжения для всего местного населения, центр культуры и просвещения, духовного развития учеников и их родителей, «второй дом» для многих детей.