Кризис — время возможностей, но не любых. Нужно четко понимать, какие бизнес-идеи действительно имеют шансы взлететь весной и летом 2022 года, а какие придется отложить до лучших времен.
2022 год для бизнеса: дно или прорыв?
Не поспоришь: это сложный год для всей отечественной экономики, в особенности для малого бизнеса. Почему?
- Падение покупательской способности у россиян,
- Высокая неопределенность: планировать на несколько лет вперед сейчас сложно
- Для крупных стартапов: невозможность рассчитывать на зарубежное финансирование,
- Для производств, связанных с зарубежными поставками: сложности с логистикой, в том числе и повышение цен на перевозки.
С другой стороны, с уходом из России ряда европейских компаний многие ниши оказались свободны. При этом список мер поддержки для российского малого бизнеса значительно расширился. Если прямо сейчас открыть бизнес, отчасти решающий задачи импортозамещения и не завязанный на санкции, можно довольно скоро получить первые результаты.
Какой бизнес будет действительно востребован в условиях кризиса?
Больше всего шансов в 2022 году у бизнеса, который может легко существовать в онлайн-формате или миксовать его с офлайном. Это повысит мобильность бизнеса, а может быть и сэкономить на аренде.
Наиболее актуальным трендом эксперты считают онлайн-торговлю, в том числе на маркетплейсе, а также решения по логистике, доставке, аренде автотранспорта и высокотехнологичного оборудования. Также актуальными остаются такие направления, как онлайн-образование и EdTech.
Но кризис — идеальное время не для каждого стартапа. Некоторые бизнес-идеи лучше отложить до более стабильных времен. Например — проекты в высококонкурентных нишах, полностью завязанные на офлайн (такие, как детские клубы и фитнес-центры).
Также следует повременить с выходом на рынок, если ваш товар абсолютно нов и вы не располагаете данными о том, как его примет аудитория. Риски при запуске такого экспериментального товара в условиях нестабильной экономики могут быть слишком высоки; лучше обратить внимание на уже известные и востребованные товары и услуги.
Актуальные бизнес-тренды 2022 года
По мнению экспертов, в 2022 году больше всего шансов у 5 направлений:
- Импортозамещение. Экономика, как и природа, не терпит пустоты, поэтому любые идеи, способные закрыть освободившиеся ниши, будут актуальны.
- Создание позитивных эмоций. За последние 3 года у российских потребителей накопился изрядный дефицит положительных впечатлений. Все, что спасает от стресса и вызывает улыбку, имеет шансы на высокий спрос.
- Облегчение жизни человека. Никогда не потеряют актуальности проекты, призванные взять на себя часть повседневных дел или оптимизировать домашнюю рутину. Речь идет не только о клининге и сервисе готовой еды, но и о таких вещах, как подбор подарка и организация отдыха (как сертификаты на загородный отдых).
- Экологичность и умеренное потребление. Сам по себе ресайклинг — трудоемкая и тяжелая отрасль для стартапа, но любой бизнес можно сделать чуть экологичнее за счет выбора натурального возобновляемого сырья, перерабатываемых материалов и дружелюбных к природе способов производства.
- Поддержание здорового образа жизни. Этот тренд ни за что не уйдет из страны вместе с популярными брендами: платежеспособным россиянам по-прежнему важно чувствовать себя здоровыми и сильными. Если у вас есть идеи ПП-десертов или интересных спортивных практик — ищите здесь вдохновение для бизнес-идеи.
6 удачных бизнес-идей из разряда “Бери и делай”
- Производство натуральной косметики. После ухода зарубежных компаний немного разрядилась ниша качественной уходовой косметики: скрабов, кремов и питательных масок. Вам необязательно конкурировать с корейскими брендами, чтобы создавать капсульные коллекции натуральной косметики из сырья, производимого в России и “несанкционных” странах.
- Производство и доставка домашней еды. Наш ответ фастфуду: смузи, готовые обеды, домашние пельмени, пироги и полуфабрикаты — настоящие деликатесы по сравнению с аналогичными промышленными изделиями. Добавьте быструю доставку — и небольшой локальный стартап готов.
- Своя кондитерская. В кризис нам как никогда нужна подзарядка внутренних “батарей”, в том числе и за счет глюкозы. А уж если баловать себя сладостями, то лучше ручной работы, без вредных искусственных добавок. Как и с готовой едой, лучше всего, если ваша пекарня или кафе будут иметь точку опоры в онлайне.
- Товары для дома и уюта. Все задачи, которые раньше мы наспех решали при помощи IKEA, теперь могут решить локальные производители. Мягкие пледы и подушки, домашний текстиль, аксессуары для хранения, вязаные шопперы и органайзеры, комнатные растения, вазы, свечи, постеры — все это желанные товары, на которых можно зарабатывать.
- Handmade-аксессуары. Как создать уникальный образ, если из России ушли модные бренды? Скорее всего, придется искать у местных, пока мало известных дизайнеров. 2022 год — идеальное время, чтобы создавать и продавать необычные украшения, шелковые платки, головные уборы, чулки с безумными принтами и все, что вы готовы предложить.
- DIY и обучение. Мы уже говорили, что самый дорогой товар в условиях кризиса — эмоции. Если вы отливаете панно из эпоксидной смолы, варите мыло, плетете декоративные венки или паяете флорариумы — можно организовать мастер-класс по этому ремеслу для всех желающих.
Заключение
Во все времена решиться открыть собственный бизнес бывает непросто — но как раз для этого есть простые решения с минимальными рисками и затратами — выйти на рынок в онлайне. Так, чтобы начать продавать изделия ручной работы на нишевом маркетплейсе, нужно всего лишь оформить самозанятость и потратить полчаса времени.
В случае неудачи вы ничего не теряете, а если будет успех — приобретете дело всей жизни. И это в кризисный 2022 год!