Найти тему

Самая распространенная взрослая игра: треугольник Карпмана. Что будет, если выйти из него?

Треугольник Карпмана - это модель взаимодействия между людьми, некая игра для взрослых, которые психологически недостаточно повзрослели. И взрослыми их делает только биологический возраст.

Автор данной модели Стивен Карпман.

Для данного взаимодействия есть 3 роли: жертва, преследователь (агрессор) и спасатель.

Интересная особенность игры - это возможность передвигаться по треугольнику, то есть примерять на себе другие роли. В каких-то моментах жертва может стать агрессором, спасатель жертвой, а агрессор спасателем. Смена ролей может произойти как в изначальной тройке игроков, так и во взаимодействии с посторонними людьми. Например, на работе человек жертва, ведь к нему придирается строгий начальник, потом из жертвы он превращается в агрессора, например, в отношении своей жены, которая не приготовила ужин.

-2

Особенности роли ЖЕРТВЫ:

- манипуляции через вечные страдания

- демонстративные слезы, вздохи

- перманентное чувство несправедливости, но при этом стойкое нежелание брать на себя ответственность - перекладывание ее на других

Особенности роли СПАСАТЕЛЯ:

- любит давать советы

- почти всегда остаётся недооцененным (потому что жертве не нужны советы по руководству к действию - жертве нужно показать спасателю, какая она несчастная)

- имеет высокий уровень эмпатии

Особенности роли АГРЕССОРА:

- возникают резкие приступы неконтролируемой агрессии

- подавляет жертву, оказывает мощнейшее психологическое давление на неё

- имеет потребность во власти

В этой игре нет хороших и плохих. Все портят жизнь себе и окружающим. Это взаимодействие существует и функционирует, потому что каждый ведётся на внешние манипуляции и тем самым поддерживает действия игры.

Чтобы выйти из такого вида взаимодействия нужно иметь высокий уровень осознанности и желание меняться. Выход даёт больше преимуществ, чем нахождение внутри этой игры.

Варианты развития событий вне игры:

Спасатель имеет ярко выраженную и нереализованную потребность быть нужным. Он может стать прекрасным педагогом, врачом, психологом, пожарным.

Агрессор может успешно реализовать себя на высоких должностях в позиции управленца, тем самым закрыть вопрос потребности власти.

Жетрва может найти себя в искусстве. И использовать любовь к страданиям как стимул для создания творческих проектов в сфере музыки, моды, живописи. В истории и в современных реалиях есть множество примеров создания шедевров из состояния апатии и лёгкой формы депрессии. Произведения искусства таких людей зачастую очень востребованы. 

-3