Треугольник Карпмана - это модель взаимодействия между людьми, некая игра для взрослых, которые психологически недостаточно повзрослели. И взрослыми их делает только биологический возраст.
Автор данной модели Стивен Карпман.
Для данного взаимодействия есть 3 роли: жертва, преследователь (агрессор) и спасатель.
Интересная особенность игры - это возможность передвигаться по треугольнику, то есть примерять на себе другие роли. В каких-то моментах жертва может стать агрессором, спасатель жертвой, а агрессор спасателем. Смена ролей может произойти как в изначальной тройке игроков, так и во взаимодействии с посторонними людьми. Например, на работе человек жертва, ведь к нему придирается строгий начальник, потом из жертвы он превращается в агрессора, например, в отношении своей жены, которая не приготовила ужин.
Особенности роли ЖЕРТВЫ:
- манипуляции через вечные страдания
- демонстративные слезы, вздохи
- перманентное чувство несправедливости, но при этом стойкое нежелание брать на себя ответственность - перекладывание ее на других
Особенности роли СПАСАТЕЛЯ:
- любит давать советы
- почти всегда остаётся недооцененным (потому что жертве не нужны советы по руководству к действию - жертве нужно показать спасателю, какая она несчастная)
- имеет высокий уровень эмпатии
Особенности роли АГРЕССОРА:
- возникают резкие приступы неконтролируемой агрессии
- подавляет жертву, оказывает мощнейшее психологическое давление на неё
- имеет потребность во власти
В этой игре нет хороших и плохих. Все портят жизнь себе и окружающим. Это взаимодействие существует и функционирует, потому что каждый ведётся на внешние манипуляции и тем самым поддерживает действия игры.
Чтобы выйти из такого вида взаимодействия нужно иметь высокий уровень осознанности и желание меняться. Выход даёт больше преимуществ, чем нахождение внутри этой игры.
Варианты развития событий вне игры:
Спасатель имеет ярко выраженную и нереализованную потребность быть нужным. Он может стать прекрасным педагогом, врачом, психологом, пожарным.
Агрессор может успешно реализовать себя на высоких должностях в позиции управленца, тем самым закрыть вопрос потребности власти.
Жетрва может найти себя в искусстве. И использовать любовь к страданиям как стимул для создания творческих проектов в сфере музыки, моды, живописи. В истории и в современных реалиях есть множество примеров создания шедевров из состояния апатии и лёгкой формы депрессии. Произведения искусства таких людей зачастую очень востребованы.