Никогда не была на станции метро Тропарево — как-то не доводилось. А вот режиссер Смирнов был. И зафиксировал новые многоэтажки, которые тогда активно появлялись на окраине Москвы.
Краткий экскурс в историю района
Массовое строительство в этих краях началось еще в 60-х — начале 70-х, хотя планирование и первая застройка юго-запада шли полным ходом уже в 1950-е. А к концу десятилетия, когда снимали фильм «Верой и правдой» (1979) вместо старых деревянных полуразвалившихся бараков вознеслись к небу белоснежные многоквартирные здания.
В этот период район Тропарево, который раньше был самым обычным подмосковным селом и официально вошел в состав столицы только в XX веке (1960 г.), превращается в центр градостроительных экспериментов.
А еще это одно из любимых мест кинематографистов: именно на юго-западе частично снимал Рязанов «Иронию судьбы» (деревня Тропарево, преображенная советской массовой застройкой, появляется в самых первых кадрах фильма). Экспериментальность и привлекательность для киношников роднят Тропарево с другим районом Москвы — Чертаново, которое привлекает своими локациями до сих пор (вспомнить хотя бы недавний сериал «Водоворот»).
От землянки до пениса
Но время прошло, и в Тропарево открыли метро. Тогда многие жители и пользователи сети начали возмущаться, но чаще — шутить. Они ядовито сравнивали сии творения прогрессивной архитектуры то с бомбоубежищами и землянками, то… с пенисом. И действительно при определенном ракурсе ассоциации очевидны.
Что говорил архитектор в ответ на обвинения:
Мол, да, тут была битва за Москву, это типа оммаж нашему прошлому.
А еще у нас тут рядом парк, и это как бы диалог с лесом, то есть это не просто какие-то пробки или арт-объекты или пенисы, а пни. И вообще летом покроем холмики травой или мхом — не узнаете, входные группы метрополитена будет совсем по-другому выглядеть.
Лояльные московским властям сми, конечно, проект хвалили — ведь это безусловный плюс, что на окраине открыли метрополитен. Что же до внешнего вида, то, как задаются вопросом рекламные материалы, может быть, народ просто не понимает? Вот, например, «МК» берет комментарий у архитектора и урбаниста с говорящей фамилией Заливухин. Тот говорит, да, мол, необычно, но это же неплохо!
«Вообще, конструкция необычная, очень авторская. Такие объекты более характерны для старой Европы, чем для Москвы. Подобное можно увидеть на узких улочках Парижа, Стокгольма. Но непривычно — не значит плохо».
Вот и Эйфелеву башню поначалу не все понимали… Правда, в каком Париже и в каком Стокгольме эксперт видел нечто подобное, осталось за кадром.
Тональность этих статей-дифирамбов примерно одинакова. Может быть, народ просто не «догоняет» глубокий замысел архитектора?
Может быть, население не в состоянии включить голову или хотя бы заткнуться и не ныть? Смириться и входить каждый день в этот пенис и не ворчать на жизнь. Не нравится — переезжайте в Котельническую высотку, ведь она тоже была в фильме Смирнова: там очень красиво, и кинотеатр рядом, и Кремль, и Зярядье… И никаких вам пней и пенисов. (Конечно, я слегка утрирую, газеты именно так не пишут, но мысль вполне понятна.)
Кажется, пора все-таки режиссеру Смирнову тряхнуть стариной и снять «Верой и правдой-2» и рассказать о новой серии преобразований интеллигентного московского района периода 1980 — 2020. «Цензура» уже не препятствует, а народ жаждет критического осмысления. Ждем с нетерпением.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨👩Подписывайтесь на канал 💡