Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого здесь в 101 году.
Святой папа Мартин
С монастырем связан и культ другого святого, папы Мартина. Этот уроженец Италии занял кафедру в Риме в 649 году. В это время империя была поражена «ересью» монофелитства, приверженцами которой были как император Констанс (641-658), так и константинопольский патриарх. В 654 году, по навету императора, Мартина, обвиненного в сношении с сарацинами, схватили и сначала продержали на острове в Эгейском море, потом сослали в Херсонес, где он вскоре и умер (655). Похоронен в Константинополе. В отличие от Климента, где все – легенда, от Мартина мы имеем подлинные его письма, в которых он жалуется на холод и дороговизну в Херсоне, а также нелестно говорит о нравах в этом городе. Монастырь в Каламите посвящен и Клименту, и Мартину.
Священномученик Климент папа Римский
Св. Климент духовно окормлял несколько тысяч сосланных христиан и обращал в христианство местных язычников. Особенно способствовало этому то, что по его молитве близ каменоломен забил источник. Считается, что благодаря его трудам в Крыму было построено около 70 церквей. Позже, примерно в VIII-IX веках, в местах, где проповедовал Св. Климент, был основан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь.
Спустя два года новый наместник решил положить этому конец — Клименту привязали на шею якорь и бросили в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. Однако море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега в нерукотворном храме (пещере). С того времени каждый год в день смерти святого Климента море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.
В 860 году в Херсонес прибыли святые Кирилл и Мефодий. Узнав о чуде, они убедили христиан молить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн.
Часть мощей была захоронена в Базилике святого Климента в Риме, часть — осталась в Херсонесе.
Монастырь почти весь состоит из пещер, наземные сооружения, выстроенные в 19 веке, были позднее разрушены (всего в период расцвета монастыря было 27 пещерных церквей и более 200 пещер). Считается, что первую пещеру – храм апостола Андрея – прорубил сам св. Климент. Теперь этот храм переосвящен в честь самого св. Климента.
ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ
По данным Государственного архива г. Севастополя и Государственного архива Республики Крым установлено, что архимандрит Тихон, в миру – «Богославец Тимофей Климентович», также упоминается «Тихон – монах монастыря св. Климента в Инкермане в 1913 году», «03.1918-12.1919 – иеромонах Инкерманского монастыря», «24.02.1923 – священник пещерной церкви «Всех скорбящих радость» в бывшем монастыре».
Из Оптинского патерика узнаем, что «…Архимандрит Тихон (Богославец; †17/30 января 1950)проживал в городе Симферополе, был духовником святителя Луки (Войно-Ясенецкого),а сам окормлялся у Оптинских старцев».
Воспоминания об архимандрите Тихоне (Богославце) сохранились в автобиографической прозе митрополита Вениамина (Федченкова) и святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Знакомство владыки Вениамина и отца Тихона произошло еще до революции, 1911- 1913 гг., в то время, когда владыка Вениамин в сане архимандрита занимал должность ректора Таврической духовной семинарии.
В своей автобиографической книге «Божьи люди», вспоминая о «крымских подвижниках», митрополит Вениамин(Федченков) поместил рассказ об архимандрите Тихоне, который на сегодняшний день является наиболее полным его жизнеописанием.
«…С детства имел дар воздержания: никогда не вкушал мяса, сала не мог принимать. Среди моряков выделялся своим целомудрием. Офицеры любили его за чистоту, целомудрие, честность, во всем сдержанность и исполнительность.
По окончании военной службы он поступил в монастырь близ Инкермана, возле Севастополя. Игумен, желая испытать Тимофея, подвел его к уборным, приказал очистить их.
– Где черпак и ведро, – спросил он. И в своем чистом костюме принялся за дело. Игумен сразу принял его.
60 лет о. Тихон – такое имя дано было при постриге – провел в иноческом чине…»
«…Он был духовным сыном оптинского старца, о. Амвросия. Последний, под видом некоей юродивости, дал о. Тихону заповедь:
– Будь почудаковатее!»
И поэтому он всегда шутил, смеялся, рассказывал веселые случаи, поговорки и пр. Жалобы, уныние, огорчение – не были знакомы ему, особенно на людях, а сердечный плач он скрывал.
Лицо у него всегда было светлое, сияющее, розовое, без единой морщинки. И в девяносто лет он был бодр и весел, не походил на старика.
Но в присутствии тех, кому он доверял, был строг и серьезен.
Он был наделен от Бога даром старчества.
В последние годы, когда в Крым был назначен известный ученый-хирург, архиепископ Лука, о. Тихон был его духовником; и назначен духовником всей Крымской епархии. Он очень чтил его. Узнав о смерти старца, архиепископ Лука бросился ему на грудь со словами и в слезах:
– На кого ты меня оставил?
За 20 дней до смерти старец перестал принимать пищу, ничего не вкушал кроме Причастия, а причащали его через день… Перед смертью соборовали его…»
Знакомство святителя Луки и архимандрита Тихона состоялось в 1946 году, когда святитель Лука прибыл на Крымскую кафедру.
Так же сохранились слова архиепископа Луки, произнесенные им при отпевании архимандрита Тихона, 13 февраля 1950-го года Святитель Лука сказал: «О, как велико наше горе! Лежит пред нами бездыханный глубокий старец, которого мы все так любили. Лежит один из тех, молитвами которых жил и живет еще православный народ. Замолкли навеки уста одного из тех, которые постоянно молятся о том, чтобы не забыл вконец русский народ Божье слово, молятся о благостоянии Церкви Святой. О, как мало их осталось! А усопший отец Тихон был одним из сильнейших молитвенников, ибо он был чист душой; он был праведен.
Автор: Преосвященнейший Каллиник, епископ Бахчисарайский, наместник Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря в г. Севастополе, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии.
Крепость Каламита
Каламита теснейшим образом связан с крепостью Каламита, руины которой сохранились на плато Монастырской скалы. Каламита была портом, связывающим Херсонес с дорогами, идущими из степной части Крыма. Напротив крепости находился каменный трехарочный мост через р. Чёрную; его остатки еще сохранялись в кон. ХVIII – нач. XIX в.
Вехи истории Инкерманского монастыря:
I век от Рождества Христова — Римский форпост северного Причерноморья;
раннее Средневековье — Пещерная Фиваида, Византийское монашество, обретение и перенесение мощей священномученика Климента;
Крещение Руси — княжество Феодоро, форпост Византии;
Турецкое завоевание — изгнание христиан;
присоединение Крыма к Российской Империи;
XIX век — возрождение монашеской жизни;
Крымская война — первая оборона Севастополя, Инкерманское сражение;
Великая Отечественная война — вторая оборона Севастополя;
восстановление монастыря в ХХ веке.
В рамках проекта по возрождению и восстановлению мужского монастыря священномученика Климента, папы Римского, храмов и сооружений культурного наследия Крыма и г. Севастополя, а также его популяризации, проект нуждается в изыскании и привлечении средств и ресурсов для: -исследования, строительства и реконструкции духовно-религиозных памятников мужского монастыря священномученика Климента, папы Римского, которые являются важным духовным и культурным наследием Крыма; -восстановления, реставрации гостинично-паломнического центра монастыря, трапезной и их благоустройства, а также монастырских ремесленнических мастерских; -проведения исследований, экспертиз и юридически документированных обоснований по возврату земель и территорий Свято-Климентского монастыря, а также корпусов воинской части.