Великая Отечественная война надолго останется в памяти народов. Дорогой ценой досталась победа. Не жалея сил и себя, каждый вносил вклад в общее дело. Женщины из-за нехватки лошадей запрягали себя и пахали землю, дети стояли за станками. Даже наши четвероногие друзья принимали активное участие на полях сражений. После дрессировки по специальным программам собаки становились ездовыми и санитарными, помогали в разминировании, а порой и сами выступали "живыми минами". Разработкой и внедрением научного подхода и воспитания служебных собак занимался В. Языков. Основанный в 1924 году питомник "Красная звезда" был организован его трудами, а к 1941 году школа уже готовила по 11 направлениям. Использовать собак в качестве оружия против танков предложили еще в 1930 году. В 1935 году уже подготовленных к подрывному делу псов приняли на вооружение. Среди пород отдавались предпочтения овчаркам, лайкам и гончим, либо метисам этих пород.
Дрессировка не отличалась особой изобретательностью. Собаку попросту не кормили несколько дней, приучая брать еду только под танком. Затем на специальной подвесной системе на тело пса прикреплялся макет взрывного устройства.
Залезая под танк, собака получала мясо из нижнего люка. Далее их приучали не бояться шума ревущих моторов, выстрелов и движущихся машин. Помимо этого, каждого пса учили забегать с кормы танка, дабы избежать преждевременного поражения пулеметным огнем из танка.
Перед боевым применением животного мало кормили, держа голодным. Затем для подрыва техники псу прикрепляли около 4 кг тротила и взводили предохранитель. Собака, приученная брать корм в строго надрессированном месте, неслась к намеченной цели.
Взрывное устройство приводилось в действие с помощью вертикального деревянного штыря, выступающего над туловищем животного. Он служил рычагом, приводящим в действие детонатор, который инициировал взрыв под днищем боевой машины. Животное неизбежно погибало, но и танк вместе с экипажем уничтожался. Кому-то покажется это не гуманным, но есть и другая сторона медали – ценой своей жизни бесстрашные собаки-подрывники выводили из строя целый экипаж и грозную боевую единицу, которая могла в дальнейшем принести много бед советским солдатам. На войне, как говорится, все средства применимы для решения поставленных задач.
В начале войны были созданы целые подразделения собак-истребителей танков (СИТ). Так в боях за Сталинград 28-й отряд СИТ уничтожил 42 танка, 2 бронемашины и более полтысячи солдат и офицеров вермахта. Сам отряд за 2 месяца потерял 160 бойцов из 214 и 148 собак из 202.
По мемуарам некоторых немецких генералов позже выяснилось, что командиры танковых подразделений не раз отдавали приказы отступать, если были замечены собаки на предстоящем поле битвы.
Василий Иванович Чуйков – командующий 62 армии объявил благодарность личному составу 28 отряда СИТ, а 47 воинов были награждены орденами и медалями. Не всегда собака-подрывник добегала до своей цели. Торчащий штырь иногда срабатывал, задевая ветки или другие препятствия, часто их расстреливал враг. Не раз бывало, что пес возвращался в свое расположение назад с взведенным зарядом, что представляло огромную опасность. Как правило, в таких случаях их убивали свои инструкторы.
Вскоре после Сталинградской битвы произошел перелом в войне. РККА перехватили инициативу у фашистских захватчиков до конца войны. Окрепла и противотанковая артиллерия, поэтому собаки-подрывники стали использоваться всё реже. Способных на розыск мин оставляли в саперных подразделениях, а остальных использовали в качестве ездовых в санитарных целях.
Так пес Мухтар вынес с поля боя около 400 раненых бойцов, в том числе и своего вожатого, получившего контузию от разрыва бомбы. Пес по кличке Бульба проложил десятки километров кабеля и передал более 1500 депеш, иногда привлекался для доставки боеприпасов на передовую.
Шотландский колли Дик будучи минно-розыскной собакой обнаружил более 12 тысяч мин, но самой известной находкой был фугас весом 2,5 тонны за 1 час до взрыва в Павловском дворце. Несмотря на три ранения, Дик дожил до конца войны, проживал на территории воинской части в Павловске, где и был похоронен с воинскими почестями.
Доживших до конца войны и отличившихся в боях удостоили чести участвовать в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.