Найти тему

Некоторые проблемы субъектного состава правоотношений с участие добровольцев (волонтеров) в деятельности НКО.

Вступление

В Библии Нового Завета, в главе 6 Евангелие от Матфея, говорится, «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»[1]. Там же в послании Филипийцам в главе 2 есть строки: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других»[2]. Истолковать которые можно как заботиться надо не только о себе, но и о других. Что является целью волонтерской, благотворительной деятельности. (ст. 2 ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Такая деятельность раскрывает черты человека как: милосердие, сострадание, социальная ответственность.

Вклад статьи заключается в поднятии вопросов, не урегулированных законодательством, приводящие на практики к разнообразным трактовкам норм права. Некоммерческие организации (НКО) в своей деятельности все чаще привлекают добровольцев (волонтеров), что порождает необходимость в регулировании таких отношений. Эта необходимость создает нормативно- правовые акты регулирующие общественные отношения в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности в некоммерческих организациях, что является объектом для исследования. Необходимо непосредственно рассмотреть субъективный состав правоотношений с участием добровольцев (волонтеров), определить имеющиеся пробелы. Целью исследования выступает выявление недоработки законодателя в отношениях субъектного состава добровольцев (волонтеров).

Представляется возможным выделить ряд задач: проанализировать теоретическую основу, рассмотреть действующую нормативно- правовую базу, выявить моменты, нуждающиеся в детальном правовом регулировании.

В качестве проблемы выступает субъектный состав правоотношений с участием добровольцев (волонтеров) в деятельности некоммерческих организаций.

Для выполнения поставленной цели подлежит обратиться к философско- мировоззренческому подходу (метафизический, диалектический), принципам познания: историзм, объективность, плюрализм. Использовать ряд приемов: общенаучные методы (синтез, анализ, моделирование), формально- юридические (толкование норм права, использование норм права), сравнительно- правовой метод.

Методы исследования

Необходимо задействовать философско- мировоззренческий подход, а именно метафизический, субъективно- диалектический. Общенаучные приемы: синтез, анализ, абстракция, моделирование, системный метод, которые позволили, анализируя теоретическую базу, сформированную исследователями, более точно определить проблемные позиции. Понять динамику изменений по количеству волонтеров за прошедшие годы, выявить тенденцию, актуальность добровольческой деятельности. А также формально- юридический, позволяющий использовать нормы права и толковать их. Важным для понимания является анализ действующих норм права, это поможет определить в какой степени законодательство регулирует добровольческую (волонтерскую) в некоммерческих организациях и субъектный состав таких правоотношений.

Обзор литературы

Основой для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельностью выступает право на свободу ассоциаций, оно закреплено в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека 1948 года[3]. Также в ст. 30 Конституции Российской Федерации[4]. Организация объединенных наций (ООН) имеют собственную программу, связанную с добровольческой деятельностью, они выдвигают требования для осуществления такой деятельности. К таким требованиям относятся: возраст, опыт работы, знание одного из рабочих языков ООН, личные качества[5]. Важно отметить Всеобщую декларацию добровольцев, принятую в Париже 14 сентября 1990 года, однако она содержит принципы такой деятельности и не более[6].

Были использованы действующее законодательство: ФЗ «О НКО», ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об организации общественных работ", Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г, однако специального законодательства по данному вопросу нет. ФЗ «О некоммерческих организациях» говорит о общих для некоммерческих организациях требованиях. ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) содержит субъективный состав, но не предъявляет требований к добровольцам, также закон содержит права и обязанности для лиц, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность, терминологию. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г – один из важнейших источников, говорит о важности и дальнейших перспективах добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации, делит всех добровольцев на группы исходя из сферы их деятельности.

Теоретические материалы и ряд научных статей таких авторов: А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев, Ж.В. Коваленко, О.И. Могиленец, не затрагивают тему субъектного состава волонтерской деятельности, а говорят об ее сущности, раскрывают ее содержание. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев в своей работе «Организация волонтёрской (добровольческой) деятельности в некоммерческой организации», затрагивают вопросы, связанные с терминологией, правами и обязанностями добровольцев, проблемы их взаимодействия с некоммерческими организациями, взаимоотношения с НКО. Ни одна из теоретических работ не поднимает проблему правового регулирования субъектного состава правоотношений с участием добровольцев (волонтеров) в деятельности НКО.

Могиленец О.И. лишь вскользь упоминает о попытки унификации волонтерской деятельности на федеральном уровне[7]. Шнейдерман А.А описывает виды добровольческой деятельности, о проблеме осведомленности, престижа такого рода занятия, но не затрагивает анализируемую проблему[8]. Другой исследователь Елисеев В.С анализировал общие проблемы правового регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности так же не касался темы субъектного состава[9]. В отличие от предыдущих исследователей, Присяжнюк Ю.П. уделил больше внимания проекту федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)». В работе рассматривались гарантии, введение реестра волонтеров, однако идет анализ проекта, автор не говорит о субъектном составе правоотношений с участием добровольцев (волонтеров)[10]. Предлагаемый проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» содержал решение затрагиваемой проблемы, однако не был принят, хотя мог детально не только указать те требования, которым должно соответствовать лицо, желающее заниматься такого рода деятельностью, но и сконцентрировать в одном месте права и обязанности таких лиц, их ответственность.

Мировая практика, однако может быть тем соединяющим звеном, что позволит решить недоработки законодателя. Так зарубежные некоммерческие организации требовательны к лицам, желающим осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность. Организация «Волонтерские программы за рубежом» (Volunteer Abroad Programs), выдвигает требования, которым должен соответствовать кандидат в волонтеры, затрагивается вопрос не только о возрасте, но и опыт работы, языковых знаниях, физической подготовки[11]. Проект «Понимание» (Project Understanding) от кандидатов требует приверженность к этическим нормам, отсутствие наркотической, алкогольной зависимости, отсутствие судимости, связанной с детьми[12].

Из обзора литературы следует заключение, что теоретические исследования не затрагивают проблему субъектного состава правоотношений с участием добровольцев (волонтеров) в НКО, но практика показывает всю актуальность и необходимость унификации требований к лицам занимающимся такой деятельностью.

Результаты

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией понимается организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли, а также не распространение среди ее членов полученную прибыль[13].

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью, законодатель понимает, добровольную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, далее по п.1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"[14].

До легального закрепления понятия добровольческой деятельности в 2017 году ассоциация волонтерских центров предложила свое понятие добровольческой деятельности. Она признавалась формой социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на региональном, федеральном или международном уровнях[15]. Можно наблюдать, что на практике уже тогда сформировалось понимание того, что волонтерство можно подразделять в зависимости от масштаба осуществления такой деятельности, а именно на федеральную, региональную и международную. Однако следует добавить и местный уровень.

В советские годы вместо понятий волонтерство, добровольчество использовался термин общественная работа; однако по содержанию термины были различны. Так, общественная работа была близка к добровольчеству, так как их объединяла социальная цель и не требовалась специальная подготовка[16]. Однако общественной работой именуется «трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу»[17].

Под добровольцами (волонтерами) Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ в ст. 5 понимает физических лиц, что осуществляют добровольческую деятельность в общественно полезных целях[18]. Закон содержит перечень таких целей, в частности это: социальная поддержка, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий или иных несчастных случаях, и далее по статье 2 ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ.

Конечно необходимо отметить, что само понятие «доброволец» или «волонтёр» встречается в законах:

1. Федеральном законе от 6 мая 2007 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

2. Законе от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Как и любое другое явление. добровольчество (волонтерство) имеет ряд признаков:

- безвозмездное выполнение работ и (или) оказание услуг;

- добровольное объединение;

- осуществление деятельности, направленной на общественное блага;

- добровольцы (волонтеры) могут быть только физические лица.

Всеобщая декларация добровольцев, принятая в Париже 14 сентября 1990 года, выделяет такие принципы добровольческой (волонтерской) деятельности:

· Признание права на объединение за всеми лицами не зависимо то каких быто ни было различий (пол, раса, вероисповедание, физические способности и иное);

· Оказывать взаимную помощь;

· Ставит перед собой цель превратить добровольчество в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

· Стимулируют чувство ответственности, поощряют семейную, коллективную и международную солидарность[19].

Можно наблюдать все большее распространение добровольчества в некоммерческом секторе экономики, который с каждым годом приобретает все большее значение.

Приведенные в обзоре литературы авторы не ставили вопрос о изучении субъектного состава правоотношений с участием добровольцев (волонтеров) в деятельности НКО и не затрагивали его, следовательно, не целесообразно останавливаться на темах не касающиеся рассматриваемой проблемы.

Конституция Российской Федерации 1993 года в ст. 30 закрепляет право каждого на объединения, говорит о недопущении принуждения к вступлению в какое-либо объединение, как и пребывание в нем[20]. Здесь наблюдается принцип добровольности в волеизъявлении, его можно увидеть в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948[21].

Были предложения по поводу отдельного регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности это, проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» N 300326-6. Данный проект содержит очень важные условия, предъявляемые к добровольцам (волонтерам) в ст. 6 к таким лицам выдвигаются требования:

1. По общему правилу лицо должно достигнуть совершеннолетия для осуществления такой деятельности.

2. Если же доброволец (волонтер) не достиг возраста несовершеннолетия, но уже достиг 14 летнего возраста, ему разрешается осуществлять такую деятельность при условии, что она не причинит вред его здоровью, нравственному развитию и не нарушает процесс обучения.

3. Лицо, не достигшее 14 летнего возраста, может участвовать в добровольческой деятельности с письменного согласия законных представителей [22].

На данный момент законодательство не содержит требований, по возрасту, что является не доработкой. Не понятен профессиональный, жизненный опыт предъявляемый к лицу. Хотя можно привязать возраст к правосубъектности. Обращаясь к ст. 17 и ст. 21 ГК РФ, можно говорить о том, что с 18 летнего возраста лицо в полном объеме приобретает дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако на практике, как и в проекте федерального закона содержаться иные требования, можно наблюдать связь с правосубъектностью.[23]

Государство поощряет добровольческую деятельность, отчетливо это наблюдается на примере действующей редакции НК РФ, в ст. 217, которая закрепляет, что доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг не подлежат налогообложению. А так же право добровольцев на возмещение понесенных ими расходов на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание[24]. Такое положение призвано облегчить материальное бремя волонтера и стимулировать граждан для участия в подобной деятельности.

Интерес государства заключается и в принятии распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г. В нем говориться о том, что содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.[25]

Если говорить о судебной практике, необходимо обратиться к Постановлению № 5-213/2020 от 23 сентября 2020 г. по делу № 5-213/2020, где вовремя локдауна лицом было совершено правонарушения административного характера т.е, гражданин покинул место своего пребывания. Суд среди прочих исключений из этого правила сделал акцент на добровольцах (волонтерах), они являлись лицами, которым было разрешено по время локдауна покидать свое жилище связи с общественной важностью их деятельности[26]. Это показывает насколько для государства важна добровольческая (волонтерская) деятельность.

Следует обратиться и к статистическим данным. По результатам социологического опроса, проведенного НИУ ВШЭ, 79% россиян считают, что некоммерческие организации наряду с государственными учреждениями должны участвовать в решении социальных проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры и других областях.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения желание участвовать в волонтерских программах выразили 68% респондентов (однако, безусловную уверенность – только 19%). Молодое поколение (в возрастной группе 19-24 лет) проявило большую готовность к участию в волонтерских практиках и программах.

Наиболее распространенной волонтерской активностью является благоустройство территории (72%). Половина респондентов (51%) перечисляли деньги нуждающимся в помощи, 47% – участвовали в сборе пожертвований. Чуть более половины россиян (52%) принимали участие в волонтерской деятельности индивидуально[27].

Некоторые волонтеры (21%) занимаются данной деятельностью вместе со знакомыми и 15% – занимаются волонтерской деятельностью с помощью компаний, в которых работают. При этом молодежь чаще, чем старшее поколение, участвует в волонтерской деятельности через интернет и социальные сети (23% среди 18-24-летних против 6% 60-летних и старше), благотворительные организации и государственные структуры.

Более новую информацию содержит сайт dobro.ru/analytics, представленная аналитика за 2021 год говорит о том, что за 2021 год ряды волонтеров пополнялись на 863508 человек, лидирующим направлением является дети и молодежь, а самым не значительным, сравнивая с другими направлениями, ЧС. Средний возраст волонтеров равен 23 годам, из аналитики можно сделать вывод, что женщины занимаются такой деятельностью значительно чаще мужчин, это 67% и 33 % соответственно. Почти половина из новых волонтеров, это лица моложе 18 лет, 45%. Анализируя данные с 2016 по 2021 можно говорить о снижении среднего возраста волонтеров, к примеру, в 2016 году этот возраст достигал 27 лет, а лиц моложе 18 лет 0%. Резкое увеличение лиц младше 18 лет в рядах волонтеров наблюдается в 2019 году на 26,6 %. На данном сайте имеется карта, что может дать информацию о распространении на конкретной территории добровольческой деятельности.

Важно рассмотреть реализацию добровольческой деятельности. Добровольческое движение «Даниловцы» целью которого является развитие добровольческого движения в РФ. "Даниловцы" — волонтерская организация, которая уже 12 лет помогает детям в больницах, приютах, домах-интернатах и взрослым, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: бездомным, заключенным, малоимущим.

Правила деятельности добровольцев молодежного добровольческого объединения «Даниловцы» прописаны в их документации. Там же дается определение добровольца - совершеннолетний гражданин РФ или иностранного государства, на добровольной и безвозмездной основе оказывающий моральную, физическую или иную нематериальную помощь подопечным от имени ДД «Даниловцы». Можно наблюдать требование, касающиеся возраста, он должен быть не меньше 18 лет, так же проводиться первичное собеседование с лицом, что выразило желание стать добровольцем и заполняется анкета.

Для организации допуска волонтеров, при заполнении анкеты претендент обязан представить документ, удостоверяющий личность, и указать данные о месте жительства, иные сведения личного характера, а также дать письменное согласие на обработку персональных данных, в частности, на их передачу в учреждение[28].

Следующим примером можно взять отделение международной НКО в России Greenpeace (Гринпис). Greenpeace — это независимая международная природоохранная некоммерческая организация. Greenpeace является независимой глобальной организацией, занимающейся проведением кампаний и действующей для изменения отношения и поведения людей, для защиты и охраны окружающей среды и содействия делу мира. [29]

Для приобретения статуса волонтера, на сайте Greenpeace, Greenwire Russia открыта свободная регистрация для пользователей без ограничения по возрасту, но выдвигается ряд требований такие как: регистрация в сайте, заполнение анкеты профиля, прохождение онлайн- тренинга.

Обращаясь к международному опыту хотелось бы выделить существование такой программы как, «Волонтерские программы за рубежом» (Volunteer Abroad Programs), на их сайте (gooverseas.com/volunteer-abroad) представлены требования к волонтерам, к которым относятся:

1. Минимальный возраст 18 лет, однако могут быть и исключения;

2. Физические способности, волонтеры должны быть готовы, что некоторые задания могут требовать физической подготовки;

3. Опят работы, для выполнения профессиональной заданий, например, медицинская работа, опыт должен быть не менее 6 месяцев;

4. У волонтера должна быть возможность выезда в другие государства;

5. Знание английского языка или языка страны, где осуществляется добровольческая деятельность.[30]

Проект «Понимание» (Project Understanding) деятельность которого направлена на помощь людям в питании, жилье, репетиторстве, они в свою очередь предъявляют такие требования для своих волонтеров:

1. Доброволец не должен иметь судимость, связанную с детьми или их семьями;

2. Не должен иметь наркотическую или алкогольную зависимость;

3. Должен соответствовать этическим требованиям.[31]

У Организации объединенных наций (ООН) имеется собственная программа, посвященная добровольцам (волонтерам), стоит отметить высокие требования для волонтеров:

1. Минимальный возраст 25 лет;

2. Высшее образование или диплом о высшем техническом образовании;

3. Не менее 2 лет работы в профессиональной сфере;

4. Хорошее знание как минимум одного из рабочих языков ООН: английского, испанского, французского;

5. Способность работать в мультикультурной среде;

6. Личные межличностные и организаторские навыки и т.д.[32]

Обсуждение

Проанализировав можно констатировать, что законодательно не содержится каких- либо требований для добровольцев, однако на практике требования к кандидатам выдвигаются и таковыми могут быть:

- Гражданство РФ, или нет связи с гражданством;

- Возраст, совершеннолетия, или без требований к нему;

- Лицо не должно иметь судимость;

- Толерантность к другим волонтерам и их убеждениям;

- Наличие определенных навыков или без таковых.

Многие некоммерческие организации предъявляют собственные, отличающиеся друг от друга требования к волонтерам, что является не доработкой законодателя.

Хотелось бы предложить собственные предложения по усовершенствованию регламентации требований к добровольцам (волонтерам), которые конечно необходимо проанализировать.

Первым требованием должно быть отсутствие судимости, лицо не должно иметь судимость в прошлом, а в случаи ее появления следует исключения лица из числа волонтеров;

Второе ­­– отсутствие наркотической, алкогольной и иной одурманивающей разум зависимости в момент подачи заявления и осуществления деятельности в качестве волонтера;

Третье – возраст, по общему правилу он должен быть равен 16 годам, это обусловлено растущей среди возрастной категории (до 18 лет) интересом к добровольческой деятельности, однако можно говорить и о возрасте до 16 лет, но с согласия законных представителей;

Четвертое – лицо должно быть вменяемым как в момент подачи заявления, так и во время осуществления добровольческой деятельности;

Пятое – по общему правилу лицо, желающее осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность не обязано иметь специальных навыков, однако если для осуществления деятельности необходимы профессиональные навыки, лицо должно ими обладать и иметь опыт не менее 6 месяц.

Выводы

Государство поддерживает и поощряет добровольческую (волонтерскую) деятельность, такая деятельность приобретает популярность, люди, что занимаются ей преимущественно достигли 18 лет, но почти половина всех новых волонтеров, это несовершеннолетние. Численность НКО, занимающиеся добровольческой (волонтерской) деятельностью увеличивается. Однако законодательно требования к добровольцам (волонтерам) не закреплены.

[1] Евангелия от Матфея, глава 6 // Библия.Синодальный перевод URL: https://planeta.one (дата обращения: 28.12.2021).

[2] Послание к Филиппийцам, глава 2 // Библия.Синодальный перевод URL: https://planeta.one (дата обращения: 28.12.2021).

[3]Декларация "Всеобщая декларация прав человека" от 10.12.1948 №217 А (III) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

[4] Конституция Российской Федерации "(принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)" от 12.12. 1993 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 04.07. 2020 г. - Ст. 30 с изм. и допол. в ред. от 01.07. 2020.

[5] Volunteer abroad: Requirements // unv.org URL: https://www.unv.org/become-volunteer/volunteer-abroad/requirements (дата обращения: 30.01.2022).

[6] Декларация "Всеобщая декларация добровольцев" от 14.09.1990 // URL: https://cb-korablino.rzn.muzkult.ru/media/2018/09/02/1231340916/Vseobshhaya_Deklaraciya_Volonterov.pdf#:~:text=Всеобщая%20Декларация%20Волонтеров.%20Париж%2C%2014,Добровольцев).%20Смысл%20и%20цели%20движения.

[7] Могиленец О.И. История становления волонтерской деятельности в России и проблемы ее правового регулирования // Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2017. - С. 133-135.

[8] Шнейдерман А.А. Актуальные проблемы волонтерской деятельности на территории российской федерации // Аллея науки. - 2017 . - №13 . - С. 779-785.

[9] Елисеев В. С. Проблемы правового обеспечения волонтерской деятельности // Право и государство: теория и практика. - 2013. - №5 (101). - С. 133-139.

[10] Присяжнюк Ю.П. К Проблемам правового регулирования волонтерской деятельности на современном этапе // Вестник нижегородского университета ИМ. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №3-2 . - С. 181-184.

[11] Volunteer Abroad Programs // gooverseas URL: https://www.gooverseas.com/volunteer-abroad (дата обращения: 30.01.2022).

[12] Volunteer Requirements and Expectations // projectunderstanding.org URL: https://www.projectunderstanding.org/wp-content/uploads/2017/03/Volunteer-Application-July-2015.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

[13] Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12. 01. 1996 № 7 - ФЗ // Российская газета. - 24. 01. 1996 г. - № 14. - с изм. и допол. в ред. от 03. 10. 2021. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

[14] Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 № 135-ФЗ // Российская газета. - 17.08.1995 г. - № 159. - с изм. и допол. в ред. от 08.12.2020. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

[15]Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев Организация волонтёрской (добровольческой) деятельности в некоммерческой организации // Ассоциация волонтерских центров. - Москва: 2017. - С. 9.

[16] Коваленко, Ж. В. Волонтерство как вид некоммерческой организации / Ж. В. Коваленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77108/ (дата обращения: 28.12.2021).

[17] Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об организации общественных работ" от 14. 07. 1997 № 875 // Российская газета. - 07.08. 1997 г. - № 151. - с изм. и допол. в ред. от 04. 08. 2015. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15177/

[18] Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 № 135-ФЗ // Российская газета. - 17.08.1995 г. - № 159. - с изм. и допол. в ред. от 08.12.2020. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

[19] Декларация "Всеобщая декларация добровольцев" от 14.09.1990 // URL: https://cb-korablino.rzn.muzkult.ru/media/2018/09/02/1231340916/Vseobshhaya_Deklaraciya_Volonterov.pdf#:~:text=Всеобщая%20Декларация%20Волонтеров.%20Париж%2C%2014,Добровольцев).%20Смысл%20и%20цели%20движения.

[20] Конституция Российской Федерации "(принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)" от 12.12. 1993 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 04.07. 2020 г. - Ст. 30 с изм. и допол. в ред. от 01.07. 2020.

[21] Декларация "Всеобщая декларация прав человека" от 10.12.1948 №217 А (III) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

[22] Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» // social.council.gov.ru URL: http://social.council.gov.ru/activity/legislation/initiatives/29003/ (дата обращения: 28.12.2021).

[23] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30. 11. 1994 № 51- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05. 12. 1994 г. - № 3301. - Ст. 17, 21 с изм. и допол. в ред. от 29.12. 2021.

[24] Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08. 2000 № 118- ФЗ // Парламентская газета. - 10.08. 2000 г. - № 151-152. - Ст. 217 с изм. и допол. в ред. от 29.11. 2021.

[25] Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г. " от 27. 12. 2018 № 2950-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31. 12. 2018 г. - № 53.

[26] Постановление Пинежского районного суда от 23.09.2020 № 5-213/2020 // https://sudact.ru/ (дата обращения: 05.02.2022)

[27] Имаева Л. М. Роль волонтерства в социально ориентированных некоммерческих организациях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - С. 88.

[28] Даниловцы добровольческое движение // danilovcy.ru URL: https://danilovcy.ru/ (дата обращения: 28.12. 2021).

[29] Российское отделение Greenpeace // greenpeace.ru URL: https://greenpeace.ru/ (дата обращения: 28.12. 2021).

[30] Volunteer Abroad Programs // gooverseas URL: https://www.gooverseas.com/volunteer-abroad (дата обращения: 30.01.2022).

[31]Volunteer Requirements and Expectations // projectunderstanding.org URL: https://www.projectunderstanding.org/wp-content/uploads/2017/03/Volunteer-Application-July-2015.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

[32] Volunteer abroad: Requirements // unv.org URL: https://www.unv.org/become-volunteer/volunteer-abroad/requirements (дата обращения: 30.01.2022).