Тонка граница между определением, понятием, а иногда и характеристикой того или иного предмета или области Знания. Но всё же иногда необходимо и следует из широкого набора символов, дающих понятие, выбрать наиболее краткие, точные, звучащие и дающие ответ на вопрос: кто или что это? При этом следует также помнить, что за определение того или иного предмета нередко принимают определение его какой-то части или грани, дающей лишь представление об одной или нескольких характеристиках. Именно потому каждое определение может давать понятие и представлять его, и, наоборот, краткое изложение понятия может стать определением. Следует также знать и то, что какими бы точными ни были формулировки определения, ни по какому предмету, процессу или явлению нельзя дать одну лишь эту формулировку, ибо во всём необходимо предусматривать бесконечность развития всего. Но на определённом историческом отрезке развития сознания, всё же можно и необходимо предложить наиболее лучшие определения, дающие возможность сознанию проникать в суть вопроса.
«Культура есть выражение всех лучших накоплений духа». Кто будет спорить с таким определением, если известно в широком сознании, что Культура есть область знаний деятельности человека вне производственной и хозяйственной деятельности? Но когда мы даём такое определение, то не исключаем другие пути выражения духа. Другое звучание и восприятие рождается из определения: «Культура – почитание Света». Во-первых, это следует из самого перевода термина Культура, ибо Культ (друидическое) – почитание, и УР (санскрит) – Свет, соединённые в латинском слове как Культура. Во-вторых, почитание Света именно соответствует самому предназначению Культуры – исполнять самые объединительные, самые всеобобщающие задачи, ибо Свет Высший присутствует во всех явлениях жизни.
И если мы коснулись вопроса всеобъединения, то на латинском языке ему более всего соответствует термин синтез. Именно Огонь и Свет его может иметь самое выс-шее объединительное понятие. И когда человек в своём духовном выражении объединяет одновременно три пути развития: религиозный – через веру в Бога, Дающего Свет, через творческие искания – искусство, и опытное познавание – науку, то он тем самым выражает именно Культуру.
«Культура есть синтез религии, искусства и науки», «Культура – почитание Света» – именно эти два определения Культуры, данные самым ярким и выдающимся деятелем Культуры Николаем Константиновичем Рерихом, будут теми определениями, которые бесспорно наилучшим образом дадут ясное представление о Культуре как об одной из самых необходимейших областей Знаний для человечества.
Олег Чеглаков