Молодая учительница была настолько бедно одета , что дети приняли её за новую уборщицу.
Тогда никто не блистал нарядами.
Послевоенные годы - это платья , сшитые доморощенными портнихами.
В магазинах цены "кусались".
А потому покупали обычно , как тогда говорили, отрезы.
Ткань на платья и на жакеты.
У мужчин - на брюки или , как особый шик, на пиджаки.
- Спинжак надень ! - говорила прекрасная половина мужу перед выходом на торжество.
Пиджак говорил об особом статусе события.
Но её бедность уж слишком бросалась в глаза.
Может быть , потому что в школе должно было быть иначе.
Учительница носила старенькую юбку и свитерок.
Свитерок блестел на локтях из - за вытертой материи на заплатах, аккуратно прикрывавших дыры.
Она старалась прятать неприглядные места своего, с позволения сказать, костюма.
Поддергивала рукава повыше, например.
На всякий случай, руками не размахивала.
Но что можно спрятать от зорких глаз?
Приходилось смиряться и принимать реакцию на свой внешний вид.
Ей досталось классное руководство у старшеклассников.
Она собирала свой класс после уроков и рассказывала им истории, которыми была напичкана её голова.
Из - за природной любознательности , имея хорошую память , она почти наизусть рассказывала детям мистические рассказы А. К. Толстого про вурдалаков и упырей.
Или про путешественников в тропических лесах.
Дети слушали , затаив дыхание , не в силах двинуться с места.
В этот момент никого из них не интересовал внешний вид учительницы.
В классе звучал только голос.
Он имел значение.
Голос вел через дебри Амазонки , к водопадам и горным склонам.
Потом голос возвращал слушателей в родной класс ..
В коридорах школы дети танцевали.
Учительница приносила из дома пластинки.
И даже самые застенчивые с удовольствием учились переставлять непослушные ноги под музыку вальса.
Через некоторое время наступили внешние перемены в облике классного руководителя.
Новые туфли на каблучке , новый свитерок и яркий платочек на шее.
Неизменной оставалась кипучая энергия.
Вечерняя дежурная уборщица провожала учительницу словами:
- Ничего так не хотела бы , как такую же походку .
Учителя жаловались директору на шалости мальчишек из своих классов.
Директор отмахивался :
- Почему в "А" классе никто не жалуется?
- Так она придет , скажет два слова , они послушают.
- А где ВАШИ два слова? - резонно задавал вопрос директор школы и принимал меры по наведению порядка в школе.
Директор похвалами не баловал , но иногда не мог сдержаться :
- Иду по коридору , а там класс "А" выстроился и "ест" глазами начальство . Оказывается, классный руководитель из - за угла показалась.
Не скажу , что ей было легко.
Наверняка нелегко.
Но видимость "ничего не деланья" сохранялась.
Дети закончили школу.
На выпускном балу ,
в специально украшенном по этому случаю спортзале,
девочки в нарядных летних платьицах
и мальчики в белых рубашках и темных брюках выглядели сильно повзрослевшими.
Они подходили к учительнице , скромно стоящей в уголке, и что - то говорили ей негромко .
Кто - то шмыгал носом , а учительница подносила к глазам
носовой платок , зажатый в кулаке.
Девочки убегали из зала в туалет , чтобы привести в порядок распухший от слёз нос..
Детство проходит.
Учителя меняются.
Остаются воспоминания.
Например, про свитерок , затёртый на локтях..