Скидки на коммунальные услуги во время отключения горячей воды вряд ли получится ввести без четкого указания источника финансирования, а его вряд ли удастся найти. Такое мнение в разговоре с НТВ выразил председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по ЖКХ торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин.
В пятницу, 3 июня, депутат Госдумы Василий Власов выступил за снижение стоимости коммуналки во время плановых отключений горячей воды летом. В своем письме главе Минстроя Иреку Файзуллину парламентарий отметил, что в такие периоды многие жильцы вынуждены самостоятельно нагревать воду, в том числе за счет использования электроэнергии. В этой связи Власов предложил снизить плату за водоснабжение и электроэнергию на 50% во время плановых летних отключений горячего водоснабжения.
Собеседник НТВ заявил, что Власов не найдет источник финансирования своей инициативы, и усомнился в том, что это вообще кому-то надо. Идея депутата слишком сложная для реализации, считает Крохин. Во-первых, нужно понять, кому конкретно следует предоставить такую скидку, и уже на этом этапе загвоздка: горячей водой, светом и теплом пользуются все, а не только стандартные категории льготников (пенсионеры, малоимущие и т. д.). То есть расширение социальной поддержки даже в теории будет огромных масштабов, пояснил эксперт.
Константин Крохин: «Я согласен с тем, что в такие периоды может потребляться больше электроэнергии, но представьте, насколько трудно определить, на что именно она затрачивается. На частое использование утюга, может, у кого-то стиральная машина не выключается, или все-таки работает именно водонагреватель… Из однозначного тут только то, что у нас и по воде, и по отоплению, и по свету регулируемые тарифы, а не рыночные. И важно понимать, что тарифы основаны на фактических объемах потребления ресурсов».
Собеседник напомнил, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются государством, прописываются в законах, федеральных и региональных постановлениях, которые регулируют установку определения тарифа на конкретный календарный период. Проще говоря, существуют четкие формулы расчета. Принцип следующий: берется потребление ресурса, стоимость его изготовления, доставки, разработки профилактических мероприятий и профилактики на зиму. Все эти элементы складываются в общую стоимость услуг, которая затем распределяется между собственниками.
Константин Крохин: «Например, с отоплением есть условная разбивка 1/12 на весь год, оплата расчетная. Хотя производство теплоносителя и этой услуги происходит только в зимний период, плата берется и летом тоже. Отсутствие тепла и горячей воды летом из-за проверок, испытаний, ремонта и профилактики не означает, что сотрудники ЖКХ не работают, что деньги не расходуются на эти услуги. Тут если что-то и менять, то комплексно, затрагивая всю систему, которая создавалась властями десятками лет. Например, вы хотите облегчить финансовое бремя жильцов летом, но тогда надо понимать, что оно увеличится в период активного пользования услугами. Лет восемь назад у нас регионы могли выбирать платить за отопление по фактическому потреблению в сезон — очень дорого зимой и ноль летом. Сейчас у нас работает схема 1/12».