Предлагаю своим читателям, пожилым и молодым, отправиться мысленно в новый экскурс в безвозвратно ушедший период советских шахмат. Сегодняшним нашим гидом в путешествие в удивительный «мир комбинаций» станет международный гроссмейстер, один из кудесников комбинационной игры Давид Бронштейн. Автор тактических шедевров за шахматной доской при любой возможности делился секретами о том, как у него родилась та или иная комбинационная идея. Нижеследующий рассказ «Фокус-покус», опубликованный в журнале «Шахматы в СССР», убедительное тому подтверждение. Прочтите и оставьте комментарий...
Тема этого рассказа родилась у меня во время торжественного открытия матча Т. Петросян – Б. Спасский, точнее, во время последовавшего за ним концерта. Блестящий мастер эстрады Арутюн Акопян поражал гостей каскадом ошеломительных фокусов и, хотя мы просмотрели все глаза, ничего увидеть не смогли. Понять – тоже. Акопян сказал, что любит обманывать честным путём, и стал объяснять, как это всё происходит.
Именно в этот момент я подумал: а почему шахматисты держат свои тайны в секрете? Неужто и впрямь боятся, что это помешает создавать новые комбинации? И решил: непременно поступлю, как Акопян, поделюсь своими секретами, расскажу, как надо обманывать за шахматной доской... честным путём.
Надеюсь, мне простят это шуточное вступление. А если серьёзно, то я хочу предложить вниманию читателей два психологических наброска. Сейчас так трудно поймать партнёра в ловушечные сети, что невольно приходится вести двойную игру. Одна, явная, – видимые ходы видимых фигур, и другая, тайная, – паутина хитросплетённых мыслей, к счастью, в наше время ещё не видимая для партнёра. Чтецы чужих мыслей, такие как Мессинг, Куни, Таль и другие, конечно, в счёт не идут...
В партии Бронштейн – Корчной (матч Москва – Ленинград. 1962 г.) возникла такая позиция:
У белых лишняя пешка и более обеспеченный король. К тому же слаба пешка b3. Словом, выигрыш не за горами. Будь шахматы не искусством, на этой позиции не стоило бы останавливаться. Сотни сходных положений были и будут, и многие, если не все они, канули в Лету.
Иногда спрашивают: «Гроссмейстер, над чем вы думали в этой насквозь и до дыр изъезженной позиции?». Мне так надоел этот вопрос, что я нашёл противоядие, универсальное, как таблетки аспирина. Отвечаю обычно так: «Да так, ни о чём, вы же знаете, я чудак, выколачивать очки не умею и вообще... скучно». И впрямь, скучно в сотый раз искать переход в выигрышное ладейное окончание и, до максимума, усилив позицию короля, обеспечивать прорыв пешки в ферзи. А вот если... И я всегда думаю об этом «если». Хорошо, чтобы это «если» возникло именно сейчас, в этой скучной позиции... Тогда это была бы страничка из сказки. Но идут минуты, надвигается цейтнот, а волшебные мечты остаются туманной надеждой и будто даже посмеиваются над тобой: тоже мне, шахматный Дон Кихот, Рыцарь Печального Образа. Ходи скорее, флажок висит, опять в цейтнот попал. Эх ты, Мечтатель! И сколько раз я уж давал себе слово не искать журавля в небе, но, как только попадаю в мир шахматных комбинаций, забываю обо всём. Зато, какое счастье, если набредёшь на удачное сочетание ходов, увидишь идею.
Вот так примерно было и в моей партии с Корчным. Цейтнот не грозил, я задумался, и... сердце сжалось... вижу очаровательный этюд. Как бы это, думаю, усыпить бдительность партнёра. Быстро ли, медленно ли, придумал.
Ход рассуждений был примерно таков: чёрная ладья караулит восьмую линию, но чёрные, наверное, захотят её активизировать. Надо бы им помочь. Если снять защиту с поля d2, то какая же ладья устоит, чтобы туда не пойти? Ладно, решено. И тут же сомнения. Всё равно ничего не выйдет, не пустит меня партнёр на восьмую линию! Кто же не знает, что прорвавшиеся в тыл тяжёлые фигуры способны выгнать короля на чистую воду.
Хотя Корчной такими категориями не думает. Этот гроссмейстер оперирует куда более тонкими оценками. И в данном случае его будет интересовать конкретный вопрос: есть ли у белых форсированный путь к цели или нет? Если королю Корчного надо идти вперёд, что ж, пойдёт.
Стал смотреть, вроде бы удачно всё складывается, как будто бы нет точного единственного варианта. Появилась надежда – партнёр может подумать, что я не считал варианты, а руководствовался общими соображениями: выгоню короля, а там видно будет. Всё же заколебался: а если он всё видит? И вдруг осенило, боже мой, да ведь тут налицо чудесная имитация «зевка»! Когда я туда, он сюда, я туда... ну, конечно, этот ход я должен был бы просмотреть, сейчас-то пешка дважды защищена.
К счастью, приблизился цейтнот. Вот, думаю, хорошо, посмотрю ещё пяток минут и потом как бы «из общих соображений» проведу сразу серию ходов. Это сейчас я долго рассказываю, а за доской всё произошло за несколько десятков секунд.
Я сыграл 1. g3-g4, оберегая короля от шаха с h5 и показывая тем самым, что готов освободить ладью от защиты первой горизонтали. Чёрные ответили 1...Kpg8-h8. На 2. ФеЗ-b6 последовал молниеносный ответ 2...Лd8-d2. Теперь главное – скрыть от партнёра, что видишь ход Ф:fЗ, и потому я решительно перешёл в шаблонное наступление: 3. Фb6-b8+ Kph8-h7 4. Ле1-е8.
Грозит Лh8+, затем шахи ферзём, но король вроде бы ускользает вперёд, поближе к лагерю белых, и... Корчной решительно взял пешку – 4...Фf7:f3.
Врать не буду, душа моя ушла в пятки, а сердце не то, что замерло, нет, остановилось. Пытаюсь успокоиться, а сам считаю, туда-сюда, туда-сюда... Вроде бы всё верно. Тяну руку, дрожит, неверная. Всё же пересилил – 5. Лe8-h8+ Kph7-g6 8. Лh8:h6+!! Бах!!
Ход Л:h6 очень красив. И просмотреть его легко. Ведь жертвуется последняя ладья. Ну, кому же придёт в голову опасаться жертвы последней фигуры? Ведь один ферзь мат дать не в силах! Кстати, вы, наверное, хотите посмотреть конец партии? А его не было – чёрные сдались. И я ничуть об этом не жалел. Потому что не разделяю жалобы А. Алехина: «О, этот противник, этот горе-помощник, чьё понимание красоты почти всегда отличается от вашего и средства которого (сила, воображение, техника) часто слишком недостаточны, чтобы оказать вам действительную помощь! Сколько препятствий ставит он созидающему маэстро-артисту – не только на пути к победе, но также, и это главное, на пути к созданию чего-либо ценного».
Нет, партнёр это не мишень для комбинаций, это твой коллега, друг по работе. Вы вместе создаёте шахматное произведение не большего или меньшего значения в борьбе, упорной, трудной, и если партнёр мешает – тем лучше. Только мешать надо на базе логики, тогда партия только выиграет. Соперники, которые позволяют из себя вить верёвки... какие же это соперники?
А перед самым Новым 1966 годом случилось мне оказаться в такой ситуации:
Грозит мат в один ход. Что и говорить, неприятно, призадумался я. Как бы сыграть... похитрее?
Партия эта игралась во втором туре чемпионата страны. Мой партнёр – опытный мастер Микенас, шахматист комбинационного стиля. Ему в жизни довелось встречаться со многими шахматными звёздами, в том числе почти со всеми чемпионами мира. Сейчас его спортивные результаты не так весомы, но даже за последние пять лет он дважды в жестокой борьбе с молодёжью завоёвывал право участия в финале. Своеобразный рекорд творческого долголетия.
Повторяю, партия игралась во втором туре, и рассчитывать на упавший боевой дух партнёра не приходилось. Только-только мы оба входили во вкус борьбы... О каком уж упадке боевого духа можно говорить. Скорее, наоборот.
Вот сижу я под матом, вспоминаю, и философствую…
Ростов-на-Дону, 1941 год, полуфинал чемпионата страны — первая моя встреча с Микенасом. 1:0 в мою пользу. Москва, 1944 год, чемпионат страны – счёт стал 1:1. С той поры много воды утекло, мы порой долго не виделись, но, когда встречались за доской, партии всегда были боевыми. Правда, в 1965 году у меня на родине – в Киеве – сыграть нам не удалось… Микенас был главным судьёй, но на закрытии пообещал зрителям войти в число участников турнира в Таллине. Упорный. Я бы побоялся. А тут сказал – и сдержал своё слово. Это в 55 лет! Мне бы так. Сижу и философствую. И ещё думаю. Позиция скучная. Ведь мат грозит. Вспомнил про часы. Потянулся, было, рукой к пешке «h» и... всё началось, как всегда.
Вот, думаю, найти бы в этом чистом поле сверкающий алмаз, и тут же сомнения... погоди, мечтатель, опустись на землю. Фигур-то уж мало на доске. Делай ход, а потом мечтай на здоровье! Ну, проснись же, зрители жаждут увидеть твой ход...
Но всё напрасно. Я замечтался. И вдруг мне почудилось – ко мне обращается Ласкер и говорит: «Коллега, но ведь это так просто, надо только подумать, как следует. Не забудьте, варианты – это капризы моды, но метод, метод годится всегда... Итак, думайте, думайте...». На моём рабочем столе всегда лежит книга Эм. Ласкера «Учебник». Только накануне турнира я, в который раз, перечитал главу «Эстетика шахматной игры», так что мой сон имел материалистическую базу.
Я всегда верил Ласкеру. Стал думать, думать и, о чудо, увидел комбинацию. И опять проблема, ведь раз вижу я, значит, видит и партнёр. Нельзя ли отвлечь его внимание. Прежде всего, надо не менять позы и сохранять скучный вид. Ну да, глаза-то блестят. Нет, к счастью, очки у меня с дымчатыми стёклами. Хорошо. Что же предпринять на доске? Во-первых, не годится ход пешкой «g». Партнёр поймёт, что ладье на h4 делать нечего и перенесёт своё внимание на другой участок, а это нарушит мои замыслы. Значит, надо приковать его аппетит к моему королю. Ага. Вот. Пойду h7-h6, оставлю открытой диагональ b1-h7 для сдвоения слона и ферзя и попутно подскажу партнёру идею перевода ладьи с a1 на g3. Что ни говори, а сыграть Лh4:h6 белым очень хотелось! Хорошо, это можно. Пойдём дальше. Но ладьей нельзя уйти с a1, под ударом пешка a2. Это не беда – поставим на a3, там её сам чёрт не съест. Ладно, думаю, ход партнёра очевиден. Но как бы ещё темп выгадать. Ах, вот что, ведь ходом Фе7 можно напасть на слона и на ладью, стоит мне добавить сил по линии «е», и слон должен уйти с e2. Что ладья не пойдёт, я был уверен, она уже «на крючке» и ждёт только возможности хлопнуть пешку на h6.
А не пойти ли 1…f5? Нет, это не годится. Если пойти пешкой «f», а затем уйти ладьёй с линии «f» – это насторожит партнёра, он обязательно призадумается, а почему это на e8 не пошла другая ладья? И вся моя постройка рухнет. А при 1…h6 ход на e8 ладьёй с линии «f» нормальный и не вызовет никаких подозрений.
Всё это хорошо, но куда пойдёт слон? На f1 или на d1? На d1 нельзя, зато на f1...нет, не пойдёт, вряд ли партнёр захочет оставить на съедение чёрным ладьям пешку d5.
Что же, вроде бы вчерне всё готово, но только теперь начинается главное – осуществление плана.
Принесли кофе. Вот это кстати. Теперь всё пойдёт как по маслу. И в нарушение некоторых этических норм, левой рукой помешивая ложечкой, правой я начал исполнять «рабочий чертёж» в три такта. Ход на доске, нажим кнопки часов, запись хода на бланке. Я ещё не йог, без воздуха не могу, но, чувствую, замерло всё внутри.
Пора, мне кажется, подойти к концу.
Я сыграл 1...h7-h6. Партнёр ответил 2. а2-аЗ. Я по плану – 2...Лf8-e8. Микенас – 3. Cе2-f3 – тут слон стоит неприступно, как и пешка на a3. Чёрные напали на пешку b2 – 3…Фd6-e5, хотят полакомиться ладьёй h4 – шах e1 и ферзь берёт на h4. Поэтому белая ладья перебазировалась на заранее приготовленную позицию – 4. Лh4-b4. Микенас перевёл часы, записал ход, посмотрел на меня, на позицию, снова на меня и... удовлетворенно поднялся с места. Тут он заметил, что рядом со столиком в позе заинтересованного зрителя застыл Тайманов – он опоздал на турнир, и этот тур для него был первым – может быть, поэтому его взгляд оказался острее, чем у других.
Микенас взял его осторожно под локоть и отвёл в сторону. Потом они мне сказали, какой был диалог. «Я хорошо стою, не правда ли...?», и полный «ужаса» ответ ленинградца: «А... А если ладья берёт a3?». «Что?» – спросил Микенас... и тотчас вернулся к доске. Длительность всех этих событий – секунд пятнадцать, когда партнёр вернулся к доске, я решил не томить ни его, ни себя: 4…Ла8:a3!
Микенас улыбнулся и пожал мне руку: «Подвели меня твои очки... не видно за тёмными стёклами. Но красиво, ничего не скажешь!».
И пока шёл турнир, Микенас полушутя полусерьёзно всё стыдил меня: как же это, мы такие старые друзья и… в такую ловушку. И приговаривал – как же это меня угораздило? Ведь я сам люблю подстраивать такие фортеля. Как это случилось? Скажи, пожалуйста, будь другом...
Вот эти случаи и вспомнились мне, когда Акопян не без иронии внушал зрителям, что обманывает он честным путём. Что же, и шахматисты не лыком шиты!
«Шахматы в СССР»