На платформе Яндекс Дзеня уже почти три года. А в теме заработка в Интернете – 15 лет. Мне довелось быть блогером, маркетологом, журналистом, совладельцем популярных ресурсов. Не скрою были времена, когда Интернет-ресурсы обеспечивали доход по 100-300 долларов. Мне хватало. Но не все коту Масленица. Регулярно менялись Интернет-технологии и менялся источник трафика. Я был в SEO и был SEO-блогером. Признаюсь, я промухал момент развития социальных сетей, время Инстаграмма, недооценил видео. В общем, совершил массу ошибок с точки зрения маркетолога. Хотякак профессиональный маркетолог отработал в свое время на 300% обеспечив трафиком из соцсетей, Ютуба, с поиска компании, где работал, и увеличил тем самым продажи.
С Дзеном у меня был не то, что суперуспешный опыт, но в какой-то мере успешный опыт. Максимальный заработок на этом канале составлял 3500 руб/сутки. Это немного, но в итоге больше чем средняя зарплата по стране, а тем более по региону. За что Яндексу все равно спасибо. Конечно, многомиллионных заработков в Интернете у меня не было, но что-то я заработал. Как ни странно, это помогло мне с основным заработком в профессиональной сфере, когда в крупной по региональным меркам компании руководил маркетингом и продажами, которые исчислялись в миллиардах рублей.
Но Дзен всегда отличала нестабильность и этот канал отправлялся в бан раза четыре. И раза четыре я его восстанавливал. Однажды даже снес порядка 200 статей. Канал разбанили, жизнь стала налаживаться, и случилось то, что случилось. На сегодняшний день заработок в Яндекс Дзен по сравнению с прошлыми временами крайне мал и многие авторы задаются вопросом: а можно ли вообще заработать в Яндекс Дзен и есть ли перспективы у самого Дзена и авторов каналов в Яндекс Дзен. Попробую ответить на эти вопросы.
Считаю, что я имею право высказать свою позицию. Свою роль играет и то, что в настоящее время (к сожалению) и на обозримое будущее в связи с определенными личными обстоятельствами не рассматриваю в качестве источника заработка.
Чем недовольны авторы каналов в Яндекс Дзен
Они недовольны несколькими вещами. Но главная из них – это кратное падение заработков. Вторая причина недовольства авторов в Дзене – непрозрачная система начисления вознаграждения. Раньше система была понятная – трафик идет, идут клики по рекламе, начисляются деньги. Чем больше читателей и кликов по рекламе, тем больше заработок. Сейчас нет четких параметров. Деньги начисляются за обобщенную активность подписчиков. Что это такое конкретно и в чем измеряется непонятно. Но тут есть интересный момент в пользу авторов – деньги начисляются даже посты, в которых не стоят рекламные блоки.
Третьей причиной, вызывающей недовольство авторов служит то, что больше трафика Дзен (а соответственно и денег) как раньше не дает. Раньше Дзен мог и 100 тысяч прочтений в сутки статьи обеспечить. И соответственно денег начислить. Сейчас такие случаи – единичны.
Чего не хотят видеть авторы Дзен-каналов
Я состою в нескольких группах, где обитают авторы Дзен-каналов. Три причины, указанные выше являются основным предметом обсуждения в этих группах. Однако я заметил такую вещь. Авторы, в т.ч. и успешные хотят видеть только то, что хотят видеть. Их позиция в основном такова – Дзен зажимает деньги, обижает авторов. Ни разу я не встречал серьезного обсуждения ключевой проблемы – резкого схлопывания рекламного рынка.
Чтобы оценить целесообразность попыток заработок в Дзене и перспективы самого Дзена, необходимо понимать, откуда берет эти деньги Дзен, а не только как он их распределяет. Дзен получает деньги из двух источников: учредителей и рекламодателей. Постоянно получать деньги от инвесторов он не может, поскольку площадка создана для заработка, а не для траты денег. Остаются рекламодатели. И тут, начинается тоска-печаль. Из России ушли и уходят крупные иностранные компании, которые формировали значительную часть бюджета не только Дзена, но и федеральных СМИ. Выпавшие доходы пока еще не компенсируются российскими рекламодателями. Более того, со снижением предпринимательской активности, снизились затраты на рекламу и российских рекламодателей. При этом Дзен по-прежнему несет расходы на обслуживание всей инфраструктуры медийной площадки – оплачивает сервера, трафик, работу технических специалистов, службы поддержки и т.п. И делает попытки развития. Расходы растут, поскольку сервера в цене выросли (как и другое железо), и услуги IT-специалистов. А поступления от рекламы снижаются. И когда они начнут восстанавливаться, никто не скажет.
Есть ли у Дзена перспективы. Можно ли заработать в Дзене
Несмотря на тоску-печаль сегодняшнего дня, я считаю, что Дзена как у рекламной площадки есть будущее. Ключевым является то, что авторы каналов генерируют контент, есть аудитория, исчисляемая в миллионах пользователей. Помимо внутреннего трафика, есть большой объем траффика с поисковых систем (в основном с Яндекса). И что весьма важно, что основная аудитория Дзена - эт– люди 30-55 лет, т.е. наиболее платежеспособная часть населения. И ведущая активный образ жизни.
Вряд ли ситуация изменится в лучшую сторону в ближайшие несколько месяцев. Гораздо вероятнее, что она станет еще хуже. Денег для авторов будет меньше. Но вот в более дальней перспективе российская экономика, рекламный рынок обязательно восстановятся. И если Дзен сохранится к тому времени, то и ему перепадут деньги.
Главный принцип заработка в Интернете
Но не Дзеном единым жив человек. В Интернете ключевым для заработка является трафик. Как говорит старая блоггерская пословица «был бы трафик, будут деньги». Это относится и к Дзену. Если есть трафик, есть подписчики, то канал не стоит бросать. Можно использовать дополнительные виды монетизации, включая размещения партнерских материалов и ссылок. Тем более, что сегодня подобных партнерок – сотни. Работают они по-разному. Кто-то платит за переход по ссылке, кто-то за совершение действия (покупку, заполненную заявку), а кто-то просто за размещенную ссылку.
Тема партнерского трафика очень интересная, в свою очередь она позволяла заработать кратно больше, чем реклама. Но она работает при нескольких условиях:
- У вас есть трафик. То бишь посетители
- Ваш трафик целевой. Например, если вы рекламируете здоровое питание, то зайдут рекомендации на БАДы и прочее, а если про финансы, то ссылки на надежного брокера.
- Партнерки надежные, а условия соответствуют законодательству. Партнерки могут начислить сотни тысяч рублей, а потом уйти в небытие. И миллионы. Такое тоже было. Темы могут быть запрещенными. Например, использование криптовалюты как средства платежа в России. Или как ссылка на онлайн-покер, на продажу алкоголя в Интернете и т.п. Партнерки могут работать в этих серых темах, но в любой момент могут испариться. Лучше всего работать с продуктами и площадками, которые работают официально, имеют высокую степень узнавания. Да и продавать такие товары легче. К примеру, есть партнерки у некоторых маркетплейсов из числа агрегаторов.
В связи с вышеизложенным о партнерках, несколько жаль, что Дзен остановил работу с партнерками, включая Яндекс Маркет. Было прямо по уму все. Жаль, но не критично.
Помимо партнерских продаж, в Дзене можно продавать свои товары и услуги. Либо их рекламировать. Либо продвигать себя как личность под будущий проект. Именно этой цели и служит мой канал в Яндекс Дзен, который, надеюсь, мне послужит в будущем.
Хотел бы спросить моих читателей, стоит ли вообще писать на моем канале о теме заработка в целом и заработка в Интернете, в частности. Опыта у меня в этих темах навалом.
Жду ваших комментариев, лайков на статью и подписок на канал!