Найти тему

По рельсам к эмансипации

Когда появились и чем занимались первые женщины на железной дороге

Император Николай I в своё время строго запрещал подпускать женщин к поездам. Единственной должностью, которую им дозволялось занимать, была "переездная сторожиха".

Но время царствования Николая I прошло, и уже при его наследнике, Александре II, девушкам разрешили работать телеграфистами. Их не должно было быть в коллективе больше 15%. Брали на работу исключительно незамужних. Но это уже был прорыв.

1 декабря 1890 года стало праздничным днём для женщин. Им законодательно разрешили работать на железной дороге конторщиками, переписчиками, счетоводами, чертежниками, кассирами, фельдшерицами. Ограничение по количеству работниц все ещё было, но его смягчили. В каждом отделении могло быть 20% девушек от общего количества служащих.

В 1903 году в Санкт-Петербурге появились железнодорожные курсы, которые могли пройти представительницы прекрасного пола. В 1912 руководитель Южных железных дорог Владислав Стульгинский поднял на заседании Управления ЮЖД "женский вопрос" и повысил процентное соотношение женщин на железной дороге до 30%. Им также разрешили занимать руководящие должности и работать ревизорами пассажирских билетов. В основном на работу принимали сирот и вдов бывших служащих, а также дочерей железнодорожников.

О главных женщинах в судьбе железной дороги

📌Ольга Степановна Кнушевицкая стала первой женщиной-служащей на Московско-Нижегородской дороге. Занять эту должность ей разрешили работники Министерства путей сообщения. Она сдала труднейшие экзамены, прошла медицинскую проверку и получила запрет на замужество, чтобы исполнить свою мечту.

-2

📌Софья Евгеньевна Гущо первой добилась звания старшего счетовода, являясь при этом потомственной дворянкой. Она получала точно такое же жалование, как и мужчины, занимавшие эту должность. Софья впоследствии была награждена золотой медалью "За усердие".

📌Зинаида Петровна Троицкая впервые возглавила состав, взяв на себя обязанности машинистки. Со временем она начала водить маневровые паровозы и тяжеловесные составы. Ещё придумала, как сократить время простоя на экипировке, а потом собрала первую трудовую женскую бригаду для работы на железной дороге.

-3

📌Также особое место в этой истории занимает Антонина Николаевна Александрова — герой Великой Отечественной войны. Когда фронт подошёл к Ленинграду, она работала на станции Ленинград-Варшавский Октябрьской железной дороги. Ей пришлось обслуживать целых шесть стрелочных постов в одиночку под обстрелами врага. После войны её наградили званием Героя Социалистического Труда и медалью "Серп и Молот".

-4

#ржд #железная дорога #история #женщины