Андрей Панов (Свин) перевел название этого альбома как "финт ушами". На самом деле, таких финтов в рок-музыке, кажется, никто больше и не совершал. Ну и то сказать - из популярнейшей группы уходит фронтмен и главный автор, на которого ходила как минимум половина публики. Гэбриэл в прогрессивной музыке был иконой, сравнимой с Моррисоном в Doors - для другой аудитории. И что? Возможные варианты - ушедший фронтмен пишет сольные альбомы, но утратив поддержку старых коллег, быстро выходит в тираж, начиная бежать за молодыми командами, чтобы не оторваться от времени. А группа ищет и находит другого фронтмэна, который оказывается пародией на первого и записывает два-три невнятных альбома, после чего разваливается. Финт Genesis обернулся взаимным триумфом - и для Гэбриэла, дорвавшегося до свободы самовыражения, и для группы, которая зазвучала в разы мощнее и одновременно - вернувшись к своим корням умудрилась вырастить из них абсолютно новое дерево, которое росло вместе с развивающейся и меняющейся музыкой, постоянно оставаясь молодым (современным). Genesis с Гэбриелом медленно двигались к тупику не меняя звука, оставаясь в той же структуре песен, с теми же темпами и настроением. Они могли бы выпустить еще один Selling England, но следующий за ним альбом был бы уже явным перебором и читался бы совершенно архаично. Но - в результате финта группы Гэбриэл взлетел вместе с новыми технологиями и новой музыкой в иные сферы, а группа пошла в рост и влетела еще выше, как будто вдохнув веселящего газа и удесятерив свои силы и мастерство. Trick Of The Tail звучит одновременно и как "старый Genesis" и как совершенно новая группа, звук стал шире, объёмней, хотя продюсер остался прежним - но - все стало на порядок ярче и плотнее. И - в музыку - какой бы сложной и серьёзной она ни была - пришел юмор Коллинза и остальных музыкантов, пришла легкость, которой не было с "умным" Гэбриелом. Коллинз - одновременно и комик и трагик, он артист калибром не меньше Гэбриэла, но как-то более живой, что ли, более непоседливый, бегущий вперед, он не давал группе съезжать в прежнюю мрачность и ужасы, к которым начал тяготеть Гэбриэл - эти ужасы и мрачность были естественны в его сольных альбомах, но группу они бы убили. Dance On A Volcanо, открывающая альбом - песня такая же многочастевая, как и прежние песни Genesis, но - она не делится на эти части, занавес не опускается и перемены декораций не происходит - она цельная, от первой до последней ноты. Коллинз нашел те ходы, которые позволяли соединять несоединимое, не выкладывать затейливую мозаику "Фокстрота", а создавать единые монолитные шедевры - очень разные и очень яркие. "Танец на вулкане" - с грандиозной репризой в конце альбома - лучший образец такого подхода. Бешеный темп сменяется паузами, снижается и снова возвращается к прежней гонке, педальный бас прижимает к земле, синтезаторы тащат вверх, барабаны Коллинза толкают вперед, несколько мелодий сменяют одна другую, песня несется не как угловатая раззолоченая викторианская карета, а как сверхзвуковой самолет. Еntangled - аккорды из нескольких голосов, спетых Коллинзом - словно хор взрослых, крепких ангелов. Фил продемонстрировал - и здесь и дальше - что певец он первоклассный. Ходил я на его концерт. И убедился в этом. Никаких студийных чудес - он и вживую может - все. Вообще все. А нежная Entangled с акустическими гитарами впускает в себя печальную одноголосую мелодию синтезатора и строгий мужской хор, незаметно и прекрасно превращаясь из акустической баллады в симфонию.
Тяжелый рок Squonk - конечно, не просто рок, а натуральна поэма, меняющая настроение от ерничества и издевательства до пророчества и обещания безысходности. Но выход в музыке Genesis всегда есть. Даже в грустной Mad Man Moon, ближе к финалу уходящей в классическую музыку с фортепиано Бэнкса. Даже в детективе с плохим концом Robbery, Assault And Battery - настолько яркой, что она кажется мультфильмом, персонажи появляются из динамиков вашей стереосистемы и разгуливают по комнате. В хорошем смысле душещипательная Ripples - из акустической тихой печальной песни уходящей в патетическую мини-симфонию. Мелодия - вполне укладывается в золотой фонд рок-музыки. Такую мелодию мог бы написать и Гэбриэл, но он никогда бы не спел ее так, как здесь спел Коллинз. И барабаны Коллинза наконец звучали здесь так мощно, как они того заслуживают. Sail away away, ripples never come back... Заглавная песня - предтеча всех сольных записей Коллинза, но он не перетягивает на себя одеяло - Genesis - это группа - и в Los Endos она это доказывает. Такой мощной инструментальной пьесы у Genesis еще не было. Это - начало. Второго и не менее важного этапа в ее пути. Если прежде Genesis была, все-таки, группой для круга любителей "прогрессива", то теперь она вышла на аудиторию - ну, как у Битлз. Она стала понятна всем, не утратив ни своей затейливой сложности, ни честности в творчестве.
5