Найти тему
Цифровое просвещение

Quantel Paintbox - революционер современного ТВ

Привет, друзья! Сегодня поговорим о Quantel Paintbox, устройстве, изменившим мир телевизионных передач. Да, это своего рода революционер, который перенес программы телевидения из эры ручной рисовки спецэффектов в цифровой век.

Такие привычные всем сегодня бегущая строка, титры, логотип телеканала в уголке и прочие полезности - это все он, дедушка Quantel Paintbox. Увы, самостоятельной компании уже не существует, но память благодарных любителей зомбоящиков осталась.

С вами канал “Цифровое просвещение”. Здесь трём за все, что связано с ИТ-сферой. И, да, у нас есть печеньки. Так что велком на темную сторону!

Ты помнишь, как все начиналось?

Paintbox родом с туманного Альбиона, где его создатель компания Quantel, одной из самых важных задач во Вселенной считала оцифровать телевидение. Точнее дать ему спецэффекты - титры, переходы, задние планы и т.д. Причем, чтобы делать это было можно в прямом эфире. Фантастика по тем временам!

Объясним, почему фантастика. Как делали всякие визуальные эффекты тогда? Вручную! Да, сначала художник, группа художников рисовала на пленке эскизы. Затем им в помощь создали типографский станок Masseeley (устройство-термопресс), потом Letraset. НО!

Все это было долго, нудно и дорого в переводе на человекочасы. В 60-х годах на ИВ стали появляться генераторы символов, которые стали активно использовать в 1968-69 гг ХХ века. И все же до универсального решения было далеко.

Тихой сапой наступил 1981 год, когда всем прежним технологиям наступил белый и пушистый северный зверек. На мировом рынке возникло явление - Quantel Paintbox. Эта первая полноценная рабочая станция компьютерной графики стоимостью 250 000 долларов.

Конечно, позволить ее себе могли только гранды СМИ, типа NBC или ВВС. В комплекте были: монитор, мышь, клава, стилус и планшет. Ага! А вы как думали?! Разработчики сего чуда были искренне уверены, что ТВ нуждается в их детище. И не прогадали.

Пробой пера (стилуса) стал прогноз погоды на канале ВВС. Это сейчас - зеленый или синий экран и все такое. А тогда - это было чудом техники. Quantel Paintbox вырезал и вставлял изображения, изменял их, вводил новый цвет и текстуру и т.д. Оператор мог свободно рисовать на планшете, имитируя такие эффект как: кисть, аэрограф, мелок и т.д.

Для “дремучего” 1981 года - это “бомба”!

Крутышка Paintbox

Итак, Paintbox был реально крутым перцем тех времен. Более того, ничего принципиально нового современные системы не делают. Он определил вектор развития на десятилетия вперед. Любопытно, что у рабочей станции была и своя библиотека, а стилус позволял рисовать прямо на планшете. Причем изображение мгновенно переносилось на экран ПК.

Большие боссы мгновенно смекнули, что новинка перевернут индустрию художественной упаковки передачи и сериалов.

В 1990 году Quantel представил миру модель Paintbox V-Series, более мощную и более компактную. Жесткий диск с 185 полнокадровыми изображениями, экран размером с блокнот и стилус.

Увы, как обычно, кадры не успевали за прогрессом. Толковых операторов для такого потенциала не было. Кадровики телеканалов искали хоть каких-то айтишников, которые могли бы “баловаться” цветом, шрифтами и прочей визуалкой. Но находили только инженеров, а не художников.

По воспоминаниям Бо Тарди, который в то время работал на на Nickelodeon и на MTV, ранняя цифровая телевизионная компьютерная графика напоминала работу штамповщиков, а не творцов. Все было похоже.

Но не все так депрессивно, встречались и шедевры типа обложки для студийного альбома рок-группы Queen «The Miracle» ( художник Ричард Грей. Quantel Paintbox.1989 год). Графическое оформление для Disney Sing-Along Songs и ряд других.

-2

Эпидемия цифрового оформления поразила как большие, так и мелкие телекомпании. Некоторые эксперты утверждают, что “всплывающее меню” - это заслуга Quantel Paintbox.

Погода и спорт

Самым первым покупателем Quantel Paintbox (за серийным номером 1) стал американский The Weather Channel. А вот в ВВС его использовали в тандеме с Apple Lisa для своих знаменитых прогнозов погоды. Схема с синим экраном и сменными “цифровыми” слайдами - стала классикой жанра. Слайды делал Quantel Paintbox, а сохранял ПК Apple Lisa.

Триумфом Quantel Paintbox стала Олимпиада 1984 года. Вот где оперативность работы графической станции пригодилась как никогда. Спецрепортажи, трансляции, включения. Если ранее для этого требовалось по 2-3 недели предварительной работы, то сейчас группа операторов делал все за сутки.

Очень скоро пришло понимание, что графика - это не только для красоты. А еще - это информация, удобная ее подача. К 1986 году некоторые продвинутые режиссеры-постановщики могли снимать целые музыкальные клипы на Quantel Paintbox (например, песня Dire Straits «Money for Nothing»).

И все же пик карьеры устройства пришелся на сериалы ВВС. 18-ый сезон “Доктора Кто” серия “Улей досуга”. Искрометный Манти Пайтон и другие шоу.

В общем стандарт и планка были заданы, а цифровой джинн уже никогда не вернется в бутылку.

Всем высоких скоростей и удачи!

Кстати, по поводу железа, ПО и прочих услуг. Если загляните на официальный сайт нашей компании, то найдете много чего интересного.

А еще обязательно заходите в наши соц. сети, там вас ждет еще больше нового интересного контента:

Телеграм канал