Найти тему
Школа Материнства

Нормы развития: чем заниматься с ребенком в каждом возрасте

Многие мамы очень переживают, укладывается ли их ребенок в возрастные нормы, не задерживается ли развитие. Условно принято, например, что ребенок в два месяца должен держать голову, в четыре – переворачиваться, в шесть – сидеть и т. д. Но разве ребенок что-то кому-то должен?

www.shkolamaterinstva.ru
www.shkolamaterinstva.ru

🟣 Диагностировать задержку психического развития специалисты могут только после 3-4 лет, а все, что происходит до этого возраста, подчиняется индивидуальным темпам роста ребенка. Очень часто бывает так, что ребенок начинает переворачиваться сильно позже большинства сверстников, а ходить начинает намного раньше, или наоборот. А мамины переживания по этому поводу только усугубляют ситуацию.

🟣 Когда родители в панике начинают форсировать события и учат ребёнка садиться или ставят его в ходунки, чтобы он быстрее пошел, это может привести даже к травмам, так как опорно-двигательный аппарат оказывается не готов к такой нагрузке. Кроме того, существуют еще медицинские нормы. Если у ребенка есть серьезные родовые травмы или другие нарушения, то ему необходим специальный подход.

Чем именно нужно заниматься с малышом и в каком возрасте, чтобы это не мешало естественному ходу развития?

🔰 0-2 месяца: выкладываем ребенка на животик, чтобы он тренировал мышцы шеи, учился держать голову; показываем яркие игрушки сначала неподвижно, потом медленно движущиеся в поле зрения (ребенок начинает следить глазами за предметами); разговариваем, поем, слушаем музыку; часто трогаем, поглаживаем, легко массируем ребенка – на данном этапе это основной способ общения с мамой после сосания груди.

🔰 3-4 месяца: продолжаем делать все, что делали до этого. Плюс теперь даем игрушки и другие безопасные предметы в руки (малыш начинает исследование окружающего мира, пробуя его “на зуб”, учится удерживать предметы в руках); активно включается процесс эмоционального развития (ребенок начинает оживляться и радостно шевелить ручками и ножками, реагируя на появление близкого человека в поле зрения, отвечает улыбкой на улыбку); начинаем играть в “ку-ку”; носим малыша на ручках лицом к миру, активно и эмоционально комментируем все происходящее вокруг; в общении с малышом используем “baby-talk” – говорим простыми лепетными словами (би-би, ля-ля, ав-ав), повторяем произносимые им звуки, агукаем; не забываем как можно дольше и чаще поддерживать тактильный контакт (трогаем ручки-ножки, гладим спинку-животик, перебираем пальчики и т. д.).

🔰 5-6 месяцев: в этом возрасте ребенок предпринимает попытки удерживаться в положении сидя, поэтому создаем ему удобные условия, обкладываем подушками, даем опору. Начинают развиваться скоординированные движения рук – раскладываем игрушки на разных расстояниях и направлениях от ребенка, он будет тянуться к ним, хватать, манипулировать ими.

В этом возрасте можно устраивать целые диалоги на языке малыша: повторяйте произносимые им звуки и слоги с разной эмоциональной окраской (представьте, что вы ему что-то рассказываете или о чем-то спрашиваете, просто на иностранном языке).

🔰 7-8 месяцев: в этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения). Покажите ему на личном примере, как ползать, дайте стимул к ползанию – положите привлекательную игрушку подальше от ребенка, привлеките к процессу домашних животных (часто малыш начинает ползать, беря пример с братьев наших меньших).

Ребенок начинает пробовать вставать, держась за опору – проследите, чтобы у вас в доме была такая возможность (табурет-лесенка, закрепленная решетка или что-то еще похожее). Не забывайте о безопасности! Ребенок начинает активно манипулировать предметами – дайте ему возможность делать с игрушками и отданными под игрушки предметами (они ведь куда интереснее) все, что ему придет в голову: пусть бросает, ломает, разрушает, крутит и вертит — так он исследует мир. Вы можете показать, как играть с той или иной игрушкой, но не настаивайте только на таком варианте манипулирования.

И не забывайте разговаривать с малышом, обнимать, целовать и массировать.

🔰 9-10 месяцев: эра активного взаимодействия со взрослым. Малыш начинает понимать обращенную к нему речь, может выполнять простые просьбы (дай, покажи, где), сам начинает показывать пальчиком на игрушки, вовлекает взрослого в свою игру. Начинает повторять за взрослым простые движения, действия и слоги. Дайте ему возможность пить из взрослой чашки, есть ложкой самостоятельно, подражать вам. Впустите его в свою жизнь! Детям это гораздо интереснее и полезнее, чем собирать пирамидку. Играйте в “ладушки”, пойте песенки с движениями, танцуйте.

🔰 11-12 месяцев: ребенок окончательно эволюционирует до прямоходящего. И тут – внимание! Важно не мешать естественному процессу его развития. Малышу будет интересно залезть везде, пощупать все на свете, проверить на прочность обои, кошку и мамины нервы. Уберите все ценное подальше и повыше, обезопасьте помещение. Недопустимо, чтобы ребенок слышал на каждый свой шаг “нельзя”. Сделайте все, чтобы он мог спокойно исследовать окружающий мир. Если что-то убрать или защитить не удается, то пусть это и будет “нельзя”.

Границы ребенку тоже очень нужны для ощущения собственной безопасности. В таком случае будьте тверды, и если что-то “нельзя”, то нельзя всегда, в любое время дня и ночи, в болезни и здравии, в хорошем настроении и в плохом. Твердые и нерушимые границы важны для спокойствия ребенка (да-да, ребенка, а не вашего).

🔰 1-1,5 года: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого, старается скопировать как можно больше. Дайте ему возможность заниматься домашними делами вместе с вами – вручите веник, тряпку и посмотрите, что из этого выйдет. В этом возрасте ребенок подобен Халку: разбирает игрушки на запчасти, любит разломать слепленные из пластилина произведения искусства, разбрасывает, кидает предметы сверху вниз снова и снова. А вам остается лишь, как говорилось в известном мультике, “спокойствие, только спокойствие!”.

Это такой период, он пройдет, попробуйте получать от этого удовольствие. Стройте башни из кубиков, а потом вместе их ломайте, делайте куличики из песка и ломайте их, лепите из пластилина и... ну вы поняли. Не забывайте про физическое развитие: ходите на площадки, лазайте, бегайте, штурмуйте лестницы, проползайте по тоннелям и лабиринтам – это поможет ребенку обращаться со своим телом, координировать движения, чувствовать границы и перестать, наконец, биться головой о всевозможные предметы.

🔰 1,5-2 года: период “Я сам”. Сам буду кушать, сам оденусь, сам обуюсь, где моя шапка, дайте понести пакет… Представляете, что из этого получается по началу? Все равно не мешайте! Начните одеваться для похода в поликлинику очень заранее, учтите, что вам понадобится 20 минут, чтобы застегнуть молнию на куртке. Дайте ему, в конце концов, разобрать покупки и сложить их в морозильную камеру (до холодильного отсека он еще не дотягивается), потом разложите, как надо. Да, это некий сумбур в жизни, но на выходе вы получите самостоятельного человека, который не только сам себе завтрак состряпает, но и принесет вам с мужем кофе в постель.

Обратите внимание, что только сейчас ребенок начинает использовать предметы по назначению, играть в игрушки так, как это задумывали их производители. Начинает появляться сюжетно-ролевая игра. Здесь нужно ваше полное вовлечение. Уже мало просто присматривать за ребенком, чтобы он не поранился или не упал, пора стать полноценным партнером по игре: поиграть вместе в куклы, построить парковку для автомобилей, купить пластиковые фрукты за игрушечные деньги.

Также сделайте ребенка партнером в ваших делах: пусть отнесет белье в стиральную машину, переберет рис, подержит вашу сумку, сложит покупки в корзину в супермаркете и т. д. Просто живите одной жизнью, вместе.

🔰 2-3 года: как правило, в этот период ребенок уже во всю переживает “кризис трех лет” или его начало. Он учится выстраивать свои границы и понимать чужие. Происходит отделение от мамы. Ребенок протестует. Говорит “не хочу”, “не буду”, “нет”. Такое противостояние необходимо для его психологического развития. Что происходит в это время с физическим и умственным развитием? Ребенок еще больше проявляет активность. Его уже не так просто догнать. Он уже ловко прыгает по ступенькам, перепрыгивает препятствия. Играет в мяч, катается на велосипеде, самокате, беговеле.

Вы можете заметить, что ребенок уже не просто рисует линии, а начинает воспроизводить вполне конкретные изображения. В этом возрасте он может резать специальными детскими ножницами. Речь становится более богатой. Ребенок активно использует предложения. Он задает много вопросов, четко требует выполнения своих просьб. Родители в этот период лучше понимают своих детей. Но при этом жалуются, что ребенка бывает просто не заставить немного помолчать. Он использует речь для коммуникации.

Идет развитие социальных навыков. Ребенок играет и общается с другими детьми. Предлагает свою помощь. Во время групповых игр выполняет указания и ждет своей очереди.

🔰 3-3,5 года: ближе к трем годам ребенок становится практически самостоятельным. Он уже сам ходит на горшок. Раздевается и даже может одеться. Умывается, чистит зубы. Может налить себе воды. Но не стоит забывать, что несмотря на такую самостоятельность, ваш малыш все еще очень нуждается в вашей заботе и ласке.

Эти временные рамки весьма условны! Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь примерные возрастные границы.

Ребенок вовсе не обязан к девяти месяцам уметь играть в "ладушки", а к году разбирать и собирать пирамидку или читать развивающие книжки. Главное для него — ваша постоянная помощь и поддержка на каждом этапе его естественного развития.

Расскажите, что ваш малыш уже умеет делать? Какие игры ему нравятся больше всего? Что у него лучше всего получается?

Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!