Турнир, на котором был смертельно ранен король Франции Генрих II

4,8K прочитали

Популярные в эпоху Средневековья и Возрождения рыцарские турниры в отличие от дуэлей не должны были заканчиваться гибелью участников, но зачастую также приводили к летальному исходу. На выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» представлена гравюра с изображением турнира, устроенного французским королем Генрихом II, на котором он был смертельно ранен. Кстати, это тот самый Генрих, который спровоцировал дуэль между бароном де Жарнаком и своим другом Франсуа де Вивонном де Ла Шатеньере, о чем мы вам рассказывали в статье 24 мая.

Портрет короля Франции Генриха II, мастерская Франсуа Клуэ, около 1559 года © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет короля Франции Генриха II, мастерская Франсуа Клуэ, около 1559 года © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Смертоносный турнирный поединок состоялся в Турнельском дворце в Париже 30 июня 1559 года. Он был посвящен заключению мирного договора, который положил конец Итальянским войнам (серия военных конфликтов между Францией, Испанией и Священной Римской империей с участием других государств Западной Европы, а также Османской империи, за обладание Италией и гегемонию в Западной Европе и Средиземноморье). Мирный договор был скреплен династическими браками дочери и сестры Генриха II с королем Испании Филиппом II Габсбургом и герцогом Савойским Эммануилом Филибертом, соответственно.

Жена Генриха II, королева Екатерина Медичи, пыталась убедить его не участвовать в турнире, поскольку король неважно себя чувствовал. Однако Генрих II хотел выглядеть идеальным рыцарем в глазах своей фаворитки, Дианы де Пуатье, и настоял на дополнительном поединке с графом Габриэлем Монтгомери, капитаном Шотландской гвардии.

По роковому стечению обстоятельств во время одного из конных поединков турнира Генрих II получил случайное смертельное ранение. Обломок копья его противника через щель в забрале шлема попал королю в глаз, проникнув глубоко до мозга. Смерть наступила спустя одиннадцать дней.

Гравюра из издания «Первый том, содержащий 40 картин, представляющих различные важные истории войн, убийств и несчастий, постигших Францию в последние годы». Жан Жак Перриссен, 1570 год. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Гравюра из издания «Первый том, содержащий 40 картин, представляющих различные важные истории войн, убийств и несчастий, постигших Францию в последние годы». Жан Жак Перриссен, 1570 год. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Пост написан по материалам статьи старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталии Веденеевой из каталога выставки «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» (Москва, 2022).

#музеикремля #непоследняя_дуэль