Легендарный модельер Пол Смит и главный дизайнер MINI Оливер Хайльмер объединили усилия для создания эксклюзивного арт-кара MINI Strip. Мы поговорили с ними об уверенности в дизайне, красоте царапин и о том, почему пробка – это новый хром.Пол Смит не только разработал дизайн MINI Strip, но и оформил интервью в особом стиле. Оранжевые надписи от руки сделаны самим дизайнером.
Пол, можете ли Вы описать MINI Strip в трех словах?
ПОЛ СМИТ: Меньше – значит больше.
А Вы, Оливер? Какие три слова приходят вам на ум?
ОЛИВЕР ХАЙЛЬМЕР: Необработанный, свежий, оригинальный.
Применимы ли они и к сэру Полу Смиту?
ОЛИВЕР: Моя жена, познакомившись с ним поближе, охарактеризовала его так: «Какой скромный джентльмен». Я бы только добавил, что этот джентльмен отличается еще и исключительной любознательностью.
А в чем проявляется эта любознательность?
ОЛИВЕР: Пол задавал много достаточно необычных вопросов.
ПОЛ: Это потому что я ничего не понимаю в автомобилях. Я модельер. Но я любопытный, как ребенок. И моя наивность дарит мне определенную свободу. Поэтому я достаточно просто сердечно спрашивал: «На моих велосипедах я вижу каждый винтик. Почему на автомобилях по-другому?» Или: «Многие из работающих у меня молодых людей любят скалолазание – почему нельзя сделать дверные ручки из практичной альпинистской веревки?» Оливер, должно быть, сначала подумал: «Да этот парень сбрендил».
ОЛИВЕР: Действительно, некоторые его идеи вызывали у моей команды улыбку, однако сэр Пол дал нам возможность взглянуть на нашу работу под совершенно новым углом. Мы тоже начали задаваться его вопросами, и даже реализовали некоторые из его сумасшедших идей – например, веревочные дверные ручки и видимые винты.
Ваш MINI отличается своим – в буквальном смысле – минимализмом. Вместо краски у него только антикоррозийное покрытие, а на приборной панели почти нет приборов. Назвать MINI Strip «голым» язык не повернется, но и «одетым» он кажется лишь наполовину. Вы согласны с тем, что нужно быть очень уверенным в себе, чтобы придумать такую модель?
ПОЛ: Промышленный дизайнер Дитер Рамс однажды сказал: «Меньше, но лучше». Это относится и к большинству моих работ. В начале своей карьеры я разрабатывал дизайн белой рубашки. Создание такого простого предмета одежды может показаться не амбициозным, особенно для молодого дизайнера. Но я сделал воротник мягким, а не жестким, как это было принято в то время, а швы сделал едва заметными. Крой был объемным, и рубашка была сшита из специальной хлопчатобумажной ткани. В этом отношении она была инновационной и оригинальной. И, действительно, чтобы создать простоту, нужна смелость.
ОЛИВЕР: Тем более в нашем шумном и сложном мире. Автомобильный дизайн сегодня часто хочет быть сложным – всему нужно придать игривую форму, особый вид. Я часто спрашиваю себя: так ли это необходимо, почему бы нам не оставить все как есть? Я думаю, что простота – это признак уверенности в себе.
После того как вы представили MINI Strip на Мюнхенском автосалоне, газета Süddeutsche Zeitung написала: «Меньше автомобиля сделать практически невозможно – как красиво!» Вас порадовал этот комментарий?
ОЛИВЕР: Будучи молодым дизайнером, вы хотите изменить мир. Но я в этом бизнесе уже более двадцати лет, и со временем я стал более спокойным. Что действительно необходимо? Вот вопрос, которым я руководствуюсь в своей работе сегодня. И да, проект MINI Strip выводит эту идею на новый уровень. В самом начале я спросил сэра Пола, что, по его мнению, должен уметь делать этот автомобиль, и он сказал: «Я хочу, чтобы он умел передвигаться».
ПОЛ: Красота – в глазах смотрящего. Сегодня нас постоянно бомбардируют информацией. Мы не можем избежать постоянного сравнения себя и того, что мы делаем, с другими. Это создает большое давление, потому что каждый дизайнер желает – или должен – соответствовать постоянно меняющимся идеалам. Но это также может привести к ужасному единообразию, когда многое упрощается.
Однако с MINI Strip все иначе. Вы даже оставили производственные отметки на корпусе автомобиля.
ОЛИВЕР: Когда кузов приехал в Мюнхен с завода MINI в Оксфорде, техники сказали: «Что ж, пора избавиться от царапин и следов производства». А я заявил: «Нет, пожалуйста, не надо! Не нужно это скрывать». Теперь это одна из моих самых любимых деталей. Мы как бы нарушили неписаный закон – согласно которому даже компактные автомобили должны быть блестящими, отполированными предметами роскоши.
ПОЛ: Что вообще значит роскошь? Это кашемировый свитер? Или дорогие ювелирные украшения? Для меня роскошь – это прогулка по маковому полю. А в этом MINI для меня самое главное – его функциональность. Кроме того, в моде нам нравятся несовершенства: вспомните джинсы – отбеленные, потертые, залатанные или с дырками. И то, что поначалу кажется непривычным, со временем может стать самым удобным и любимым.
О ПОЛЕ СМИТЕ
Сэр Пол Смит родился в Ноттингеме, Англия, в 1946 году. Он работал закупщиком и менеджером магазина, а собственное дело открыл в 1970 году. Свою первую мужскую коллекцию он представил в 1976 году. Сегодня его бизнес вырос до более чем 130 магазинов. В конце 1990-х годов знаменитые цветные полоски Смита вылились в коллаборацию с MINI. Пришло время повторить тот опыт!
ОБ ОЛИВЕРЕ ХАЙЛЬМЕРЕ
Проработав в отделе дизайна BMW Group почти 20 лет, в 2017 году уроженец Мюнхена возглавил дизайн-студию MINI. 47-летний дизайнер убежден, что автомобили будут играть важную роль в формировании нашего будущего. Хайльмер также считает, что необходимы радикальные идеи, а не просто красота. MINI Strip появился на свет вследствие именно такого мышления.
Для вас особенно важна экологичность, поэтому вы использовали органические материалы, такие как пробка. Как вам пришла в голову столь необычная идея?
ПОЛ: Во времена моей юности пробку можно было встретить повсюду: на паркетном полу или, например, на пинборде. Потом этот материал внезапно пропал. Надеюсь, теперь он снова вернется. Пробка – это кора пробкового дуба, это полностью возобновляемый ресурс. Кроме того, она полностью перерабатывается и имеет технологические преимущества: ее можно склеивать путем нагревания, а это значит, что мы можем обойтись без вредных для окружающей среды промышленных клеев. Мы были особенно удивлены тем, как хорошо пробка улучшает акустику в автомобиле – это просто фантастика.
ОЛИВЕР: У пробки, безусловно, большое будущее в автомобильном дизайне. Мы также думаем о том, как оптимизировать автомобили в свете изменений климата. Было доказано, что пробка хорошо реагирует на различные температуры, что делает ее идеальным изолятором. Она не бывает слишком холодной зимой или слишком горячей летом. Кроме того, у пробки очень интересный, ни на что не похожий запах.
Можете ли вы сказать, что в итоге создали легенду эпохи устойчивого развития?
ПОЛ: Конечно, я бы хотел, чтобы люди говорили: «Ух ты, какой автомобиль!». Но этот автомобиль также должен быть скромным и честным. Он действительно не должен иметь ничего лишнего. И при этом быть экологически чистым и соответствовать принципам устойчивого развития.
ОЛИВЕР: Для меня MINI Strip достаточно недвусмысленно демонстрирует направление, в котором мы хотим двигаться с точки зрения экологичности в будущем. И, как говорит Пол, мы ни в чем не жульничали. Мы работали со стартапами, о которых никогда не слышали – но только они могли предоставить нужные нам материалы, например, переработанный пластик. Это был риск, и мы немного нервничали – но об использовании других материалов не могло быть и речи, потому что мы хотели придерживаться концепции экологичности. Переработанные продукты редко используются в автомобильном производстве из-за технических сложностей.
Оливер, Вы как-то сказали, что стремитесь поляризовать мнения своими проектами. Является ли MINI Strip провокацией?
ОЛИВЕР: Это зависит от того, что подразумевается под этим термином. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ заслужил свою неоднозначную репутацию, потому что его модернистские здания также следовали принципу «меньше – значит больше». Он не стремился никого провоцировать – это было лишь побочным эффектом.
Ваша мода олицетворяет собой сочетание эксцентричности и доброты, сэр Пол. Символизирует ли этот автомобиль эти же качества?
ПОЛ: В жизни нужно быть готовым идти на риск. Иначе на этой планете жить становится слишком скучно. И давайте будем честными: нам нравятся люди, которые делают повседневную жизнь немного красочнее. Нам нравятся люди, которые выделяются – при условии, что они добиваются этого не плохим поведением, а хорошим юмором. И этот дух, безусловно, можно найти и в таком продукте, как MINI Strip.
Многие дизайнеры имеют очень четкие представления о том, как поступить лучше. Случались ли у вас жаркие споры во время вашей коллаборации?
ПОЛ: Я лишь очень вежливо спрашивал: «Можно ли сделать то-то и то-то?» И Оливер отвечал: «Ладно, хорошо».
ОЛИВЕР: Пол для этого слишком хорошо воспитан. Кроме того, нам приходилось обсуждать многие вещи по телефону из-за локдаунов, карантинов и ограничений на поездки. ПОЛ: Мы обменивались множеством посылок с образцами между Лондоном и Мюнхеном, а во время звонков по Zoom показывали в камеру свои идеи на бумажках для заметок.
Сэр Пол, что Вам больше всего понравилось в Оливере при работе с ним?
ПОЛ: Несмотря на расстояние, мы быстро нашли общий язык. Оливер – настоящий семьянин, и однажды он прислал мне записку, которую оформила его 12-летняя дочь. И я отправил ей письмо с ответом, чтобы поблагодарить ее. Так что мы быстро установили друг с другом личную связь. Мы очень уважаем друг друга, и оба – спокойные и прагматичные парни.
ОЛИВЕР: Этот вопрос напомнил мне о том, что о нас сказала моя жена – а она у меня действительно отлично чувствует людей и отношения. «Вы с Полом очень похожи – но не очевидным образом», – заметила она.
Куда бы вы отправились на MINI Strip в первую очередь?
ОЛИВЕР: К искушенной аудитории. Мы рассматривали Salone de Mobile, миланскую мебельную выставку, верно, Пол?
ПОЛ: Или в школу дизайна. Мы хотели бы показать этот автомобиль людям, которые могли бы найти в нем вдохновение для своих собственных идей. Не всегда нужно создавать что-то революционное. Но мы оба считаем, что придумали автомобиль, который кажется нам очень впечатляющим.
Оливер, когда Вы попробуете свои силы в создании костюма от Paul Smith?
ПОЛ: Боже мой, я этого не допущу. А вдруг он отомстит и воплотит в жизнь какие-нибудь свои безумные идеи – например, сделает пиджак с тремя рукавами или еще какую-нибудь странную штуку.
ОЛИВЕР: Не волнуйтесь, сэр Пол, этого не случится. Но я бы не отказался от стажировки.Максимум простоты.
СИЛА – В СДЕРЖАННОСТИ. ОБЗОР ДИЗАЙНА MINI STRIP:
КУЗОВ
MINI Strip не имеет яркого лакокрасочного покрытия. Он защищен лишь тонкой прозрачной пленкой. Оцинкованные листы кузова и царапины, образовавшиеся в процессе производства, свидетельствуют о честности при выборе материалов – и о надежности автомобиля.
МАССА
Аэродинамичные колпаки, решетка радиатора и большая панорамная крыша выполнены из переработанного акрилового стекла. Это позволило снизить массу автомобиля и сохранить ресурсы – а значит и уменьшить экологический след MINI Strip.
ИНТЕРЬЕР
У Пола Смита с синим цветом особые отношения – а сияющий ультрамариновый цвет Yves Klein является его самым любимым. Этим и объясняется окраска декоративных элементов в салоне MINI Strip в различные яркие оттенки синего цвета.