Откровение Иоанна Богослова (по-гречески Апокалипсис), является таинственной книгой, вызывающей до сих пор много разночтений, много споров и различных толкований. Не случайно Церковь исключила эту книгу из годового круга богослужебного чтения. Но это не значит, что мы не читаем и не разбираем её, как думают некоторые. Христиане знают Откровение. Много написано книг, толкований, но всё равно мы открываем для себя что-то новое, что-то крайне интересное.
Предлагаю посмотреть на то, как описывается Бог в Откровении. Очень интересно.
ЙХВХ (יהוה)
"благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет" (Откр 1:4)
"Который есть и был и грядет" (по-гречески: Сущий, Бывший и Приходящий) - это расшифровка тетраграмматона - четырехбуквенного "имени", которым представился Моисею Бог в пустыне (Ис 3:14), имени которое объясняют как глагол "быть" в трех временных формах.
Отец
"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр 1:8)
Здесь Бог назван Вседержителем, и к нему применено именование, которым представился Бог Моисею (есть, был и грядет, или по-гречески Сущий, Бывший и Преходящий)
Определение "Господь Бог Вседержитель" используется в Откровении 7 раз. Мы можем предположить, что Вседержителем описывается Отец, хотя, возможно, Бог вообще (Отец, Сын и Дух - Бог Троица).
В четвертой главе описывается престол, и Сидящий на престоле, названный Вседержителем, который был есть и грядет: "Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Откр 4:3)
Иисус Христос во славе
Христос в Откровении упоминается в двух видах: как Агнец (упоминается 29 раз), и как "подобный Сыну Человеческому".
"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; ...и обратившись, увидел ...подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. .... Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти". (Откр 1:10-18)
То что это Христос, мы понимаем из определения "Подобный Сыну Человеческому", "был мертв, и се, жив".
Запомним определения, которые Христос применил к Себе: "Альфа и Омега, Первый и Последний" (повторил дважды)
Отец и Сын
Удивительно, но определение "Альфа и Омега" использовалось для указания на Бога Вседержителя (Откр 1:8), также и Христос говорит о Себе "Альфа и Омега" (Откр 1:10). Уже удивительно. Или нет? Ведь Отец и Сын - единосущны. И Отец - Бог и Сын - Бог ("В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог" (Ин 1:1))
Но дальше еще удивительней. Если в начале Откровения мы еще, как будто, можем разделить Отца и Сына: сказать - здесь, по-видимому, упомянут Отец, а здесь, по видимому, упоминается Сын, то в последней главе остается просто Бог, говорящий о Себе:
"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Откр 22:13). Напомню, что именование "Альфа и Омега" - применялось и к Богу Вседержителю, и ко Христу во славе. Однако, именование "начало и конец" - применялось к Богу Вседержителю, а именование "Первый и Последний" - применялось ко Христу во славе. В 22 главе, все определения объединены, и перед нами удивительное, таинственное единство Отца и Сына, - Бога Вседержителя, Который Есть (Сущий), Был и Грядет.
Сравните:
- "Я и Отец - Одно" (Ин 10:30)
- "Видящий Меня, видит Пославшего Меня" (Ин 12:45)
- "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9)
Один престол
В Откровении мы встречаем таинственный образ Агнца, находящегося посреди престола.
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный" (Откр 5:6)
Это первое упоминание Агнца в Откровении. Его таинственное появление из середины престола. При этом престол не остается пуст. До этого и после этого упоминается Сидящий на престоле. Дальше говорится уже о Сидящем на престоле и Агнце, который берет из руки Сидящего на престоле книгу. (Откр 5:7).
Как бы из Одного появляется Два.
Это таинственное появление Агнца можно попытаться объяснить появлением не из центра престола, а, допустим, в некоем пространстве между престолом и старцами и животными. Однако, о старцах сказано, что они сидят на 24 престолах вокруг центрального престола. (Откр 4:4), и посредине - значит на центральном престоле. Так же и четыре животных удивительным образом находятся "посреди и вокруг престола". (Откр 4:6), и поэтому посреди животных - это тоже значит в центре престола.
Агнец каким-то неведомым образом появляется посреди престола, там же где уже находился и будет находится Бог Вседержитель.
Давайте сравним с другими словами Христа о едином престоле на Двоих:
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (Откр 3:21)
В последней главе престол называется престолом Бога и Агнца (Откр 22:1, Откр 22:3)
Бог и Агнец как будто Одно. Вчитайтесь в эти слова:
"престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их". (Откр 22:3,4)
Один престол. Одно естество. Одно лицо, Одно именование: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний"
Удивительно.
И в самом финале: "Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре....Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах" (Откр 22:6,16)
#троица #толкование апокалипсиса #иоанн богослов #иисус Христос #православие
Александр Смирнов (Мефодий+)