Найти в Дзене
kolvika_centre

Уникальные шедевры ювелирного искусства из коллекции Государственного Эрмитажа

При слове «Эрмитаж» у большинства из нас возникают перед глазами картины великолепных залов с произведениями великих скульпторов и художников. Но Эрмитаж — это еще и богатейшая коллекция украшений и драгоценностей. Галерея драгоценностей Эрмитажа — второе по величине собрание ценностей в России после Алмазного фонда и одно из крупнейших в мире. Эта «сокровищница» делится на две части: Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая. Деление носит больше исторический, чем предметный характер. Так в Золотой кладовой собраны, в основном, археологические находки на территории России и предметы, представляющие ценность с точки зрения истории культуры. А Бриллиантовая кладовая показывает развитие ювелирного промысла в истории человечества, начиная с третьего века до нашей эры. Кроме того, что существует деление драгоценностей по стилям и историческим эпохам, есть еще условное разграничение на персональные украшения — те, что носили на себе царствующие особы в виде брошей, подвесок, колье и тому по
Оглавление

При слове «Эрмитаж» у большинства из нас возникают перед глазами картины великолепных залов с произведениями великих скульпторов и художников.

Но Эрмитаж — это еще и богатейшая коллекция украшений и драгоценностей. Галерея драгоценностей Эрмитажа — второе по величине собрание ценностей в России после Алмазного фонда и одно из крупнейших в мире. Эта «сокровищница» делится на две части: Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая.

Деление носит больше исторический, чем предметный характер. Так в Золотой кладовой собраны, в основном, археологические находки на территории России и предметы, представляющие ценность с точки зрения истории культуры.

А Бриллиантовая кладовая показывает развитие ювелирного промысла в истории человечества, начиная с третьего века до нашей эры.

Кроме того, что существует деление драгоценностей по стилям и историческим эпохам, есть еще условное разграничение на персональные украшения — те, что носили на себе царствующие особы в виде брошей, подвесок, колье и тому подобное. Вторая, не менее значимая часть — различные предметы обихода. Это и предметы ритуальные, и различные табакерки, посуда из золота и серебра.

Так как человеческая цивилизация развивается по спирали, то и искусство, на каждом новом витке своего развития, забирает характерные черты предыдущего витка.

Творческие люди не копируют слепо исторический стиль прошлого, но черпают из него вдохновение.

Знак ордена Св. Андрея Первозванного
Россия

Около 1800 г. Золото, серебро, алмазы-розы, бриллианты, рубины, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 8.7х5.5 см
Около 1800 г. Золото, серебро, алмазы-розы, бриллианты, рубины, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 8.7х5.5 см

Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного был высшей наградой в Российской империи. Первым его получил соратник Петра I — граф Федор Головин — в 1699 году. В советское время орден Андрея Первозванного не вручали. А восстановили награду только в 1998 году — как высшую в Российской Федерации.

Орден быстро стал символом императорской власти. Уже в Петровскую эпоху изображение цепи с Андреевским крестом появилось на государственных печатях.

Начиная с Иоанна Антоновича, все члены императорской семьи мужского пола получали орден при рождении. Князьям императорской крови (титул появился во 2-й половине XIX века) его давали при совершеннолетии. Девочкам Романовым аналогично давали высший женский орден страны — Святой Екатерины.

Звезда ордена Св. Андрея Первозванного
Россия

Около 1800 г. Золото, серебро, алмазы-розы, бриллианты, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 8.3 см
Около 1800 г. Золото, серебро, алмазы-розы, бриллианты, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 8.3 см

О том, кто изготавливал знаки в 18 веке, известно мало. Считается, что автором 1-го знака, врученного Ф. Головину, были ювелиры Золотой палаты Е. Фрезе и И. Бейер. Знак, который получил гетман И. Мазепа, был сделан А. Клерком. Есть сведения, датированные 1722 г., что звезды ордена шились в мастерских, владельцем которых был барон А. Строганов.

С 1797 года в Капитуле стали учитываться количество выданных знаков, их поставщики. В начале 19-го века ювелир Термен выполнил 5 цепей и 16 крестов Андреевского ордена. П. Ажи принадлежит авторство 9 цепей и 30 знаков. Долгое время — 19 лет, орденские знаки изготавливал ювелир А. Панов. На его счету 13 цепей и 60 крестов. В 1820 г. знаки начал делать Э. Панаш, до 1836 года сделавший 29 цепей и 35 знаков. В то время крест стоил 131,85 руб., цепь, в состав которой входило 25 элементов — 1 898,85 руб., звезда — 7 руб.

Большое количество знаков было изготовлено И.В. Кейбелем. В период с1856 по 54 гг. совместно с Г.В. Кеммерером они работали с клеймом «КК». Их изделия сегодня экспонируются в Оружейной палате и Эрмитаже. С 1854 года Кейбель начал поставлять Капитулу кованые звезды. Для изготовления знаков до 1857 года использовалось золото 72 пробы, после —56.

Компания «Кейбель» производила знаки для Капитула около 70 лет, до 1906 года. В 1862 году изготовлением орденов занялся сын Кейбеля Юлиус, а еще через 20 лет — внук Альберт. С января 1906 года конкурс на поставку в Капитул выиграла компания «Эдуард». Руководила ей семья Дитвальдов. Они работали до 1917 года.

Подвеска 'Лебедь'

Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. 9.2; 5.9 см Нидерланды. Около 1590г
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г
Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. 9.2; 5.9 см Нидерланды. Около 1590г Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г

Подвеска в виде лебедя из крупной жемчужины выполнена нидерландскими мастерами около 1590 г. Жемчуг необычных размеров и форм, получивший название "барочный", был особенно популярным в XVI в. Его природная неровная поверхность, чередование света и тени на нем усиливали перламутровую игру, создавали впечатление живой переменчивости. Исходя из разнообразной формы жемчужин, мастера придумывали ту или иную фигуру животного или птицы, дополняя ее золотом, эмалью и украшая драгоценными камнями.

Шея, крылья и хвост в подвеске "Лебедь" сделаны из золота и покрыты белой и черной эмалью. Лебедь изображен плывущим по воде, выполненной из синей эмали. Банты, растительные побеги дополняют подвеску.

Такие украшения носили обычно на цепи. Они являлись аксессуарами костюма или амулетами. Мода на подобные подвески сохранилась вплоть до XVIII столетия.

Подвеска 'Каравелла'

Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 9.3x6 см Испания. 1580 - 1590гг.
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г
Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 9.3x6 см Испания. 1580 - 1590гг. Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г

Редкий экземпляр испанского ювелирного искусства конца XVI в. - каравелла из великолепного колумбийского изумруда, дополненного золотом и эмалью. Подвеска - один из наиболее распространенных типов украшений XVI-XVIII столетий. Она являлась дополнением к костюму, амулетом. Особо модными в XVI в. стали подвески в виде каравеллы - мотив, появление которого связано с эпохой Великих географических открытий.

Возможно, эта подвеска - напоминание об экспедиции Франсиско Писсарро, во время которой было захвачено месторождение изумрудов. Испанская каравелла прикреплена золотыми цепочками к кресту, составленному из четырех изумрудов. Парус, контур корпуса корабля, вершины мачт украшены белой и черной, характерной для испанских работ эмалью. На корме - золотые арабесковые узоры. Вес колумбийского изумруда, использованного для ювелирного изделия, - 125 карат. Общий вес всех изумрудов - 190 карат.

Табакерка

Золото, бриллианты, алмазы-розы, стекло, серебро; чеканка, гравировка. Выс. 3.3; 7.4x5.3 см Дюк, Жан Жак.
Россия. Санкт-Петербург. Около 1775 г.
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859
Золото, бриллианты, алмазы-розы, стекло, серебро; чеканка, гравировка. Выс. 3.3; 7.4x5.3 см Дюк, Жан Жак. Россия. Санкт-Петербург. Около 1775 г. Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859

Золотая табакерка с бриллиантами и цветной эмалью создана в 1775 г. одним из лучших ювелиров Санкт-Петербурга Жаном-Жаком Дюком. Родом из Франкфурта-на-Майне, Дюк приехал в Россию и в 1770 г. стал мастером иностранного цеха. С 1778 по 1785 гг. он избирался старостой цеха иностранных ювелиров в Санкт-Петербурге. Работал на заказ для императорского двора и частных лиц. Произведений Дюка сохранилось немного. В Эрмитаже - ваза, цепь-шатлен и табакерка с секретом, подаренная императрицей Екатериной II (1762-1796) фавориту, сыну офицера русской армии, сербу по национальности, подполковнику Семену Гавриловичу Зоричу.

На крышке овальной табакерки помещен медальон с бриллиантовым вензелем Екатерины II на фоне из красного стекла. Вензель поддерживается орлом, держащим в лапах трубу и вензель - З (Зорич). Его обрамляют цветочные гирлянды зеленой, синей, красной и желтой эмали. Крышка и стенки табакерки дополнены гильошировкой (техника гравировки). Бордюр корпуса украшен характерным для стиля Людовика XVI (1774-1789) крестообразным золотым орнаментом.

Под медальоном-крышкой находится "секрет": изображение солнца, символизирующего Екатерину II, и подсолнечника, под которым подразумевается С. Г. Зорич, тянущегося к лучам блистающего светила.