Найти тему

Кто есть кто в мире телекоммуникаций

Официальный статус телефонных компаний мира в разных странах различен. На од­ном полюсе находятся Соединенные Штаты, в которых имеется 2000 отдельных (в ос­новном очень маленьких) частных телефонных компаний. До разделения в 1984 году AT&T, самая большая на тот момент корпорация в мире, полностью доминировала в этом рыночном секторе. Ее услугами пользовались около 80 % абонентов Америки, и закон о Телекоммуникациях 1996 года перестроил регулирование, чтобы способ­ствовать конкуренции.

На другом полюсе располагаются страны, в которых правительство обладает полной монополией на все средства связи, включая почту, телеграф, телефон, а часто также и радио, и телевидение. В эту категорию попадает большая часть мира. В неко­торых случаях владельцем средств связи выступает национализированная компания, в других им является просто особая ветвь правительства, обычно называемая Мини­стерством связи или РТТ (Postal Telegraph and Telephone administration — Управление почтово-телеграфной и телефонной связи). Сейчас во всем мире наблюдается тенден­ция перехода от государственной монополии к либерализации и конкуренции. Боль­шинство европейских стран уже передало целиком или частично эту отрасль в руки независимых собственников, но кое-где процесс пока еще идет слишком медленно.

При таком разнообразии поставщиков услуг, очевидно, имеется необходимость в обеспечении совместимости во всемирном масштабе. Совместимости, гарантиру­ющей пользователям (и компьютерам) разных стран возможность связаться друг с другом. На самом деле, эта потребность существовала уже очень давно. В 1865 году представители многих европейских государств собрались, чтобы сформировать союз, который явился предшественником сегодняшнего Международного союза телекоммуникаций (ITU, International Telecommunications Union). Задачей этого союза стала стандартизация международных средств связи. В то время еще нечего было стандартизировать, кроме телеграфа, но уже тогда было ясно, что если половина стран будет использовать азбуку Морзе, а другая половина — какой-либо другой код, то возникнут проблемы. С появлением международной телефонной связи ITU занялся также разработкой стандартов в области телефонии. В 1947 году международный союз телекоммуникаций вошел в состав учреждений Организации Объединенных Наций.

В ITU входят примерно 200 представителей различных ведомств, включая практи­чески все организации ООН. В США отсутствует РТТ, но кто-то же должен представ­лять государственные структуры. Эта роль выпала Государственному департаменту. Возможно, он участвует в решении вопросов взаимодействия ITU с другими государ­ствами, что коррелирует с собственным направлением деятельности Госдепартамента. В состав ITU входит примерно 700 представителей соответствующего промышленного сектора и ассоциированные члены, среди которых есть и телефонные компании (на­пример, AT&T, Vodafone, Sprint), и производители телекоммуникационной аппаратуры (например, Cisco, Nokia, Nortel), и производители компьютеров (например, Microsoft, Agilent, Toshiba), производители микросхем (например, Intel, Motorola, TI) и другие заинтересованные компании (например, Boeing, CBS, VerySign).

У ITU есть три основных сектора. Мы сосредоточимся прежде всего на ITU-T, Телекоммуникационном секторе стандартизации, который касается систем передачи данных и телефонии. До 1993 года этот сектор называли CCITT, что является акро­нимом для его французского названия, Comite Consultatif International Telegraphique et Telephonique. ITU-R, Сектор радиосвязи, занимается координированием исполь­зования конкурирующими заинтересованными группами радиочастот во всем мире. Другой сектор — ITU-D, Сектор развития. Он способствует развитию информаци­онно-коммуникационных технологий, чтобы сузить «цифровую пропасть» между странами с эффективным доступом к информационным технологиям и странами с ограниченным доступом.

Задачей ITU-T является разработка технических рекомендаций в области теле­фонии, телеграфа и интерфейсов передачи данных. Подобные рекомендации часто становятся международными стандартами, хотя технически рекомендации ITU-T являются всего лишь предложениями, которые правительство любой страны может принять или проигнорировать. (Потому что правительства подобны тринадцатилет­ним мальчишкам, которые терпеть не могут, когда им приказывают что-то делать. Лучше скромно порекомендовать.) На практике никто не может помешать стране принять свой собственный телефонный стандарт, отличающийся от всех других, од­нако тем самым эта страна сама себя отрежет от всего мира. Возможно, такой подход будет работать в Северной Корее, но во всем остальном мире это будет настоящей проблемой.

-2

Собственно, работа в ITU-T осуществляется исследовательскими группами (Study Groups), состав которых часто достигает 400 человек. В настоящее время работают 10 таких групп, занимающихся самыми разными вопросами, начиная от концепции оплаты телефонных услуг и заканчивая службами мультимедиа и вопросами без­опасности. Группа SG 15, например, стандартизирует технологии DSL, часто используемые для соединения с Интернетом.