На канале «FreshStart, все о банкротстве» было опубликовано большое количество статей, посвященных институту банкротства в России, основным действующим лицам, финансовым управляющим и последствиям прохождения банкротства.
В одной из прошлых статей цикла мы рассмотрели важный элемент любой процедуры судебного банкротства – этап его возбуждения и последовательного перехода от одной процедуры к другой, а также поделились лайфхаком, как можно пропустить первую процедуру банкротства.
Однако, в ситуации, когда процедура реструктуризации долгов гражданина неизбежна, что она из себя представляет? Что происходит в названной процедуре, каковы условия ее введения, сроки и последствия прохождения? Предлагаем об этом сегодня и поговорить!
Сущность и сроки проведения процедуры реструктуризация долгов гражданина.
Как уже было указано в прошлой статье, если основания для перехода к процедуре реализация имущества гражданина на этапе рассмотрения обоснованности заявления о банкротстве отсутствуют, то суд по итогам рассмотрения заявления переходит к процедуре реструктуризация долгов гражданина.
Процедура реструктуризация долгов гражданина может быть введена при наличии одновременно следующей совокупности условий:
❗ гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
❗ гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
❗ план реструктуризации долгов гражданина не утверждался за последние 8 лет;
❗ гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.
Все вышеперечисленное будет являться причиной отказа в реструктуризации и введении процедуры реализации имущества, о которой мы поговорим в следующей статье.
Основная задача названной процедуры – восстановить платежеспособность гражданина и полностью погасить задолженность перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов, т.е. найти компромисс между желанием гражданина по восстановлению его платежеспособности, соразмерным удовлетворением требований кредиторов и регламентированными законом сроками процедуры. Это значит, что итогом переговоров гражданина, управляющего и его кредиторов может стать, к примеру, изменение ежемесячной суммы выплачиваемого долга, корректировка графика выплат.
При этом, важно учитывать, что компромисс возможен не всегда, т.к. одним из ключевых факторов применимости процедуры к гражданину является возможность погасить долг в течение 3-х лет. В том случае, если кредиторы возражают в утверждении заведомо исполнимого плана может вмешаться суд. Тогда, срок исполнимости плана не может превышать 2-х лет.
Если же гражданин соответствует всем вышеуказанным характеристикам, то вправе разработать и представить на утверждение суда план реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации долгов гражданина, порядок его разработки и утверждения.
Это основной документ в рамках процедуры реструктуризации долгов. Инициатором при подготовке плана могут выступать как сам гражданин-банкрот, так и его кредитор(ы), уполномоченный орган.
Несмотря на то, что одним из возможных итогов рассмотрения заявления о банкротстве является введение процедуры реструктуризация долгов гражданина, план реструктуризации его долгов, одновременно с введением названной процедуры не утверждается. На разработку и утверждение плана реструктуризации долгов гражданина есть 4 месяца, т.к. предельный срок на рассмотрение дела о банкротстве составляет до 7 месяцев.
На разработку указанного плана и его предоставление финансовому управляющему отведено до 70 дней с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом. В дальнейшем план или планы реструктуризации долгов гражданина рассматриваются на собрание кредиторов, на котором участвующие в собрании лица вправе обсудить и проголосовать «за» или «против» утверждения соответствующего плана. Собрание управляющий обязан провести в срок до 130 дней с даты ранее указанной публикации.
Результаты принятых на собрании решений одновременно со сведениями о финансовом состоянии гражданина, подготовленными финансовым управляющим рассматриваются судом в оставшийся для этого срок. В случае, если к собранию названный план представлен не был, финансовый управляющий может ходатайствовать о переходе к следующей процедуре банкротства – реализация имущества гражданина.
Обязан ли финансовый управляющий оказывать содействие в подготовке плана реструктуризации долгов гражданина?
Несмотря на отсутствие в Законе о банкротстве оговорки об обязанности финансового управляющего в разработке указанного плата, закон вовсе не запрещает помочь гражданину в случае, если он обратиться к финансовому управляющему с запросом о разработке плана реструктуризации долгов.
Дело в том, что базовая задача профессионального антикризисного менеджера, коим является арбитражный управляющий — это, прежде всего, помощь должнику-гражданину в выходе из состояния банкротства и восстановление его платежеспособности, скорейший возврат к обычной жизни.
Более того, Закон о банкротстве в чем-то даже мотивирует финансового управляющего оказывать содействие гражданам в разработке и утверждении планов реструктуризации их долгов в рамках судебных заседаний по делам о банкротстве.
Так, в случае утверждения плана и его полного исполнения гражданином, финансовый управляющий имеет право на дополнительное вознаграждение в размере 7 % от размера удовлетворенных требований кредиторов. При этом проценты по вознаграждению являются подобием премии за фактические результаты деятельности. То есть, право на их выплату возникает исключительно в случае полного исполнения гражданином-должником утвержденного судом плана реструктуризации его долгов. Не подлежат выплате названные проценты и в случае, если в исполнении плана финансовый управляющий не принимал никакого участия. Если же участие было незначительным, проценты подлежат уменьшению соразмерно вкладу управляющего в исполнение гражданином плана реструктуризации его долгов.
Какие ограничения накладываются на гражданина в связи с введением процедуры реструктуризации его долгов и исполнением плана реструктуризации?
Помимо обязанности по совершению регулярных установленных платежей, названная процедура влечет за собой применения ряда правовых последствий.
Так, например, гражданин может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок:
❗ по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
❗ по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
❗ по передаче своего имущества в залог.
С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.
Последствия исполнения и неисполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
Логичным итогом успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданина будет являться полное погашение задолженности и завершение названной процедуры.
Важно отметить, что поскольку сроки в течении которых подлежит исполнению план реструктуризации долгов гражданина, могут быть значительно растянуты по времени, может случиться так, что в определенный момент гражданин будет не в состоянии исполнять ранее утвержденный судом план реструктуризации его долгов, например, в случае увольнения с постоянного места работы.
В этом случае, кредитор или уполномоченный орган, перед которым своевременно не была исполнена обязанность в соответствии с ранее утвержденным планом, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.
Если на дату рассмотрения судом заявления кредитора обязательства в соответствии с планом так и не были исполнены, то арбитражный суд отменяет указанный план. В этом случае гражданин признается банкротом и суд вводит процедуру реализации имущества гражданина.
В случае, если об отмене плана реструктуризации вплоть до окончания его исполнения кредитор(ы) или уполномоченный орган ранее не заявляли, то суд самостоятельно отменяет план, признает должника банкротом и вводит процедуру реализации имущества гражданина.
Подробнее, о процедуре реализации имущества гражданина мы поговорим в нашей следующей публикации.
Спасибо, что дочитали до конца. Помните, с какими бы финансовыми сложностями вы не столкнулись, всегда есть возможность начать жизнь «с чистого листа».