Найти в Дзене
ВТБ Страна

Вспыльчивый тиран или гениальный император: образы Петра I в культуре

Оглавление
Поль Деларош. Портрет Петра I, 1838 год, Гамбургский кунстхалле, Гамбург © Public domain
Поль Деларош. Портрет Петра I, 1838 год, Гамбургский кунстхалле, Гамбург © Public domain

К 350-летию первого российского императора вспомним, как изображали Великого Петра в скульптуре, живописи, поэзии и кинематографе.

Монумент Петра Великого («Медный всадник»)

Монумент Петра Великого («Медный всадник»). Скульптор — Этьен Фальконе © Andrew Shiva, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Монумент Петра Великого («Медный всадник»). Скульптор — Этьен Фальконе © Andrew Shiva, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

«Медный всадник» — визитная карточка Санкт-Петербурга и главный образ основателя города. Памятник создан по повелению Екатерины II, которая даже дальней родственницей Петру не являлась, но называла себя его главной последовательницей и мечтала изменить Россию так же, как когда-то это сделал он.

Фигура Петра Первого на коне располагается на постаменте из «Гром-камня», привезенного из окрестностей города. Естественное происхождение валуна было принципиальным для образа императора: Петр вступил в борьбу с самой природой и одержал победу — построил Северную Пальмиру на болоте! И даже после смерти, возвышаясь на Гром-камне, он олицетворяет победу разума и могущество человека.

Замысел памятника прост — бронзовое изваяние императора верхом на коне. Но автор проекта — Этьен Фальконе — дополнил образ чередой символов: легкая незамысловатая одежда — близость к народу, медвежья шкура вместо седла — нация, которую Петр вывел в свет цивилизации, змея под копытом коня — вражеские силы, которые постоянно вставали на пути императорских преобразований. Кстати, змея — дополнительная точка опоры для памятника, без которой фигуре вряд ли бы удалось устоять.

Поэма Александра Пушкина «Медный всадник»

Иллюстрация Алексея Кравченко к поэме Александра Пушкина «Медный всадник». Государственное издательство «Художественная литература», 1936 год. Гравюра на дереве © Public domain
Иллюстрация Алексея Кравченко к поэме Александра Пушкина «Медный всадник». Государственное издательство «Художественная литература», 1936 год. Гравюра на дереве © Public domain

Знаменитый монумент «Медным всадником» не называли ни автор, ни заказчица: это имя он получил с легкой руки Пушкина и его одноименной поэмы.

Сюжет ее никак не связан с жизнью или биографией императора: в центре — история заурядного чиновника Евгения, который в очередном городском наводнении потерял свою возлюбленную Парашу. Образ Петра I появляется в поэме во время прогулки почти обезумевшего от горя Евгения. Проходя мимо монумента, он бросает создателю города обвинения, и его помутненный рассудок рисует перед ним картину, в которой разгневанный от дерзких слов Петр несется за Евгением на своем бронзовом коне.

Александр Сергеевич противопоставляет ничтожность Евгения величию императора: Петр I, восседая на коне, находится в поле недосягаемости «маленького человека», который только средство для достижения целей властелина судьбы. И смерть Параши — это всего лишь очередная жертва на пути его великих замыслов. Великий государь изображается в поэме холодным и прагматичным человеком — такова цена его политического гения.

Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Николай Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Николай Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Это произведение Николая Ге является, наверное, самым узнаваемым образом Петра Великого в живописи. На картине все стремится к исторической достоверности: портреты Петра и Алексея, костюмы 18-го века и детали интерьеров петергофского дворца Монплезир. Сейчас картину можно увидеть в Третьяковской галерее, давним партнером которой выступает банк ВТБ.

Несмотря на статичность героев и их внешнее спокойствие, картина полна напряжения. По-другому эта историческая драма закончиться вряд ли могла: сын отказался принимать реформы отца, на реализацию которых он положил всю свою жизнь.

На картине — накал конфликтных отношений родителя и ребенка. Причем работа с цветом художника явно показывает, на чьей стороне автор и «историческая правда»: Алексей почти слился с интерьером под суровым, но справедливым взглядом отца.

Но Петр I не торжествует: он на этой картине — не великий повелитель и не герой. Здесь он уставший человек, которому приходится принимать непопулярные и сложные решения. Снова и снова.

Фильм «Юность Петра»

Актер Дмитрий Золотухин в роли Петра I в фильме «Юность Петра» © РИА Новости
Актер Дмитрий Золотухин в роли Петра I в фильме «Юность Петра» © РИА Новости

Биография человека, который добился почти невозможных высот, всегда интересна детством, поэтому для своей исторической дилогии Сергей Герасимов выбрал именно период становления Петра Великого и создал картину «Юность Петра». Это был далеко не первый образ российского императора на телеэкранах, но роль Петра Первого в исполнении Дмитрия Золотухина стала классикой российского кинематографа.

В фильме Петр еще не представляется суровым, уставшим правителем. Перед нами молодой человек, с уже непростым жизненным опытом стрелецких бунтов и придворных интриг. Но это не мешает ему с юношеским пылом жаждать радикальных изменений любимого государства, возможных только через преодоление патриархальных пережитков и даже противодействие народу. Поэтому на экране пока только юноша, но он уже вытачивает свой характер и формирует окружение, с каждым шагом теряя свойственную ребенку наивность и простоту.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.