После сокращения трамвайной сети в 2000-х годах исчезли многие маршруты, а пути были демонтированы. Ненужными оказались и старейшие трамвайные парки, работавшие с начала прошлого века.
Два трамвайных парка было ликвидировано полностью вместе с историческими зданиями. Исчез и один грузовой парк. Ещё два сократили свою площадь и ждут реконструкции.
Что сейчас на месте бывших трамвайных парков и что ожидает сохранившиеся корпуса?
Трамвайный парк №4 им. Смирнова
Рождественское депо конной железной дороге в Дегтярном переулке было построено ещё в 1874 году. В 1880 году здесь был пущен первый электрический трамвай в России. Полностью на трамваи парк перешёл в 1913 году, а до войны обслуживал ещё и троллейбусы.
Отсюда трамваи выходили на ныне утраченные маршруты, например, соединявшие Пискарёвку и Охту с центром. Многие помнят, что раньше через Большеохтинский мост ходили трамваи.
Среди ликвидированных маршрутов: 5 (Малый пр.ВО - Перекупной пер.), 12 (Ржевка - Марата), 30 (Ржевка - Перекупной пер.), 90 (пл.Репина - пл.Калинина).
В 2003 году трампарк был закрыт, позже демонтированы пути, а в 2008 году снесены исторические здания. Остался лишь административный корпус и электрическая подстанция.
Сейчас на месте депо строятся новые корпуса "Невской ратуши" - административно-делового квартала, где должны разместиться офисы всех чиновников Петербурга.
Первые кадры фильма "Собачье сердце" как раз сняты в Дегтярном переулке: подстанция сохранилась, а трамвайные пути - нет.
Трамвайный парк №6 им. Скороходова
Одновременно с парком №4 был закрыт и парк №6 на Барочной улице на Аптекарском острове. Он работал с 1925 года.
Парк обслуживал трамваи, идущие по Крестовскому острову. Теперь эти пути демонтированы, частично по ним прошла аллея вдоль Крестовского проспекта. А на месте трамвайного кольца теперь автобусное.
Среди ликвидированных маршрутов: 17 (Приморский парк Победы - Выборгская), 31, 34 (Приморский парк Победы - Нарвская).
В 2005 году, спустя два года после закрытия, все постройки снесли. Остался лишь административный корпус (Барочная, 12), в котором сейчас бизнес-центр. А на месте трампарка был построен жилой комплекс.
Грузовой парк им. Красуцкого
Грузовой трамвайный парк имени Красуцкого находился по соседству с парком №1 на Московском проспекте и позднее был объединён с ним.
Петроград был первым городом России, где появился грузовой трамвай. На базе первых грузовых веток 1914 года и появился трампарк у улицы Альбуминной/Красуцкого.
Грузовой трамвай как вид транспорта был ликвидирован в 1997 году, вместе с этим стал не нужен и парк. Сейчас на его месте ЖК "Аквилон".
Что касается действующего трамвайного парка №1 им. Коняшина, он был открыт в 1907 году и до сих пор действует. Правда, количество его маршрутов сократилось до 7.
Несколько лет идут разговоры о переносе трампарка в Шушары или Купчино и освобождении площади для нового строительства. Но пока все обсуждения приостановлены, и исторический парк остаётся на своём месте.
Выборгский конный парк
Интересно, что недавно началось строительство на месте Выборгского конного (коночного) парка, закрытого ещё до революции. Депо конно-железной дороги было открыто в 1892 году и проработало до конца 1920-х, когда получил развитие электротранспорт. Часть построек была снесена совсем недавно для строительства жилого дома.
Трамвайный парк № 2 им. Леонова
Василеостровский трамвайный парк открылся в 1907 году и остаётся действующим, хотя и претерпел немало изменений. Теперь основную площадь занимает музей городского электротранспорта.
Но похоже, и музей скоро ждут большие перемены. Недавно появились новости о возможной масштабной реконструкции. Был представлен проект нового музея электротранспорта. Обещают сохранить все исторические депо и расширить экспозицию, дополнив новыми макетами и интерактивными элементами.
Пока рано обсуждать не утверждённый проект, но главное, чтобы сохранились исторические корпуса. Лично мне нравится и нынешний музей электротранспорта, но возможно, остальным он кажется устаревшим... А что думаете вы?
Печально, что не удалось создать музей в Дегтярном переулке или хотя бы сохранить память о трамвайном парке №4, где был пущен первый электрический трамвай.
Жаль и уничтожения других парков, ведь помимо утраты их истории, это означает, что ликвидированные маршруты и трамвайные пути уже не вернутся.
Но даже если снос и был необходим, появляются ли на этом месте интересные проекты с новаторской архитектурой или снова жилые дома, главным достоинством которых является лишь близость к центру?...
Читайте также: